Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции

Икебана – это настоящее искусство составления красивых цветочных композиций. Многие ее называют скульптурой из цветов. Чтобы познать это мастерство, необходимо много учиться, читать литературу и, конечно же, иметь эстетический вкус. Существует много канонов и техник складывания. Каждый элемент композиции имеет определенный смысл и свое значение. Это и сочетание цветов, и форма вазы, и компоновка материалов. Используют не только цветы, а и ветки, листья, фрукты и ягоды, травы и засушенные растения, даже муляжи и искусственные цветы.

История происхождения

Зародилось такое искусство в Японии. В переводе слово икебана – это живые цветы или вторая жизнь для цветов. По-японски «ике» – жизнь, а «бана» – цветок. Возникла такая методика еще в XV веке. Сначала в храмах Японии монахи оформляли такие композиции, чтобы преподнести подарок богам и украсить храм.

Основной принцип создания икебаны – это изысканность и простота, которые достигаются видением натуральной красоты природы. Необязательно иметь много разных цветов, достаточно одного бутона, листика и веточки, но мастер их выложит так, что будет использоваться бесконечное космическое пространство, покажет всю широту своей души, свое видение мира. В этот момент единственный цветок композиции может символизировать вечную жизнь.

икебана это

Самой первой школой составления букетов считают Икэнобо. Ее основал священнослужитель из Киото, который делал икебаны для буддийского храма Роккаку-до, по имени Икэнобо Сэнкэем. Традиции старинной школы и сейчас используются монахами для украшений храмов, ритуальных празднеств. Многие считают, что именно этот древний стиль Рикка отражает все величие природы. Употребление в композиции каждого элемента оправдано обычаями и канонами. Например, ветки сосны передают мощь скал и камней, а белые хризантемы – символы рек и маленьких ручейков.

Что это такое

Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:

  • «ике», или «икеру» – переводится как «живой»;
  • «бана», или «хана» – в переводе означает «цветы».

цветок

«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.

Икебана – это искусство
составленияцветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.

Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:

  • растения;
  • ветки;
  • цветы;
  • плоды;
  • листья
  • сухая трава;
  • земля;
  • песок;
  • камни;
  • стекло;
  • вода;
  • пластик – используется в наше время все чаще.

Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.

Роза

Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.

Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.

Старинная легенда

В Японии существует легенда о возникновении данного искусства. Однажды по стране прокатился ураган, во время которого в результате сильного ветра и дождя погибло много растений и цветов. Монахи-буддисты собрали все обломанные цветы из сада и пришли в храм с молитвой, прося бога о милости восстановить сады.

Будда внял просьбам священнослужителей, и сады вновь стали радовать людей красивыми растениями. С тех пор монахи с благодарностью приносят в храм красиво составленные асимметричные букеты, стараясь угодить божеству.

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Будда

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.

Японские девушки

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.

Философия икебаны

Перед тем, как сделать икебану, японцы тщательно продумывают идею композиции, ведь, по заверениям монахов, они служили связующим звеном между миром живых и мертвых. Ритуальное приношение цветов к Будде было регулярным. В Индии буддисты только рассыпали цветы около статуи бога в храмах, а японцы вкладывали философский смысл в каждое произведение цветочного искусства.

Основное значение икебаны – это противостояние сил тьмы и света. Это символы Неба и Земли. Состояли букеты поэтому из двух веток. Позже, когда монахи посетили Китай, под влиянием учения конфуцианства добавилась еще одна ветвь, символизирующая Человека.

Сильное влияние на философское значение построения композиции оказало учение Дзен, которое отметило важность бытия. Оно отрицало пышные ритуалы, а предпочитало сиюминутную данность и обыденность существования.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

Символизм

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Цвет

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.

Японские школы икебаны

Помимо традиционной Икэнобо, есть еще и более современные методики составления букетов. В 1897 году появился новый стиль икебаны – это морибана. Эта школа обучает мастеров создавать композиции в плоских сосудах, низких вазах. Там используются металлические наколки – кэндзаны. Стебли растений или цветов накалываются на вертикальные иглы, что обеспечивает фиксацию в нужном положении. Кэндзан обычно располагают в низком сосуде, скрывают его растительным материалом, а чтобы цветы не вяли, ваза заливается водой.

Самая современная школа искусства икебаны – это Согуцэ. Она относительно молода, возникла в 1927 году. Отличается от остальных методик тем, что в ней используются не только цветы и растения, а разнообразный другой природный материал. Это камни и пластик, ткань и даже металл. Главным цветочным скульптором, который является инициатором создания данной школы, является Софу Тэсигахара. Он считается новатором и художником. В Европе и Америке его прозвали Пикассо цветов.

Что используется в икебане?

Как говорилось ранее, Икебана — это не только сами цветы. Вот почему много разных материалов, растений и других вещей используются для цветочных композиций. В основе икебаны лежат цветы, ваза, листья, стебли и ветви. Вокруг них можно разместить мох, фрукты, опавшие листья, травы, почки или другие природные материалы. Использование материалов зависит от сезона. Летом вы видите, например, цветочные композиции с яркими цветами и фруктами и бутонами, а осенью вы видите цветочную композицию с опавшими листьями и мхами.

Популярные современные стили

В настоящее время обучают искусству икебаны гейш. Есть специальные курсы и в нашей стране. Хоть в России термин появился только в ХХ веке, но составление композиций увлекло многих. Сейчас старинные техники редко можно встретить, полюбились мастерам только некоторые из них. Перечислим только самые популярные и то, чем они отличаются от остальных.

Стиль Нагэирэ или Хэйка характеризуется нахождением цветов в высоких вазах, имеющих узкую горловину. Для правильного расположения растений пользуются опорой на край вазы. Если нужно поменять положение, то берут специальные деревянные подпорки.

Для стиля Морибана характерны низкие вазы, подносы с водой. Используются держатели: описанные ранее кэндзаны или сиппо.

Дзиюка представляет собой свободное расположение природного материала.

В 15 х веках икебана превратилась в искусстве

литография японская

Долгое время аранжировка цветов не рассматривалась как вид искусства. Это произошло в 15 х веках. Ашикага Йошимаса, тогдашний «сёгун», был большим поклонником аранжировки цветов и признал икебану искусством. Он даже придумал несколько правил, которые люди должны были соблюдать при оформлении цветовых композиций!

После этого периода, развитие в области японских видов искусства набирает обороты. Повсюду были разработаны новые стили, каждый со своими характерными чертами. Самыми важными из них стали рикка и нейегерабана. Рикка была очень формальной и жесткой, в то время как neigerabana была более органичной и более естественной. Первоначально Икебана была скорее риккой, но более неформальная нейгерабана становилась все популярней. Это в конечном итоге привело к расколу, и neigerabana отделился и стал собственным видом искусства.

Японские сады

Кстати, Икебана была предназначена не только для художников. Нет, многие стремились овладеть этой формой цветочной композиции. Это было также очень популярно среди японских офицеров (самураев) и генералов. Они видели в этом идеальный способ прояснить свои мысли во время войны.

Морибана

Рассмотрим внимательнее, что представляет собой данный стиль. Композиции отражают философию натурализма, все работы мастеров выглядят трехмерными, объемными. Вазы все низкие, но могут иметь разную форму: круглые и овальные, квадратные и прямоугольные.

Данный стиль имеет три главных правила составления букета. Они носят названия Син (небо), Соэ (человек), Тай (земля). Соотношение данных формообразующих элементов должно быть в пропорции 7:5:3. Также учитываются размеры вазы. Сначала выкладываются на металлические стержни основные элементы, потом создается глубина благодаря дополнениям. Они соединяют все детали воедино.

икебана фото

Имеются 3 формы в этом стиле:

  1. Текутай имеет вертикальную форму строения букета. Используются длинные прямые стебли. Это бамбук, гладиолус, нарцисс. Основной элемент – Син – устанавливается вертикально. Отклонение позволительно лишь на 30°.
  2. Сятай. Здесь используется наклонная форма построения линий. Употребляются часто ветки с красивыми и необычными изгибами ствола. Верхушка отклоняется уже намного больше 30°. Создается впечатление, что букет наклонил сильный ветер.
  3. Суйтай состоит из нескольких каскадов. Используют свисающие растения. Основной элемент Син может опускаться ниже вазы, создавая красивый изгиб. Эффектно выглядят такие вазы на высоких полках или этажерках.

Дальнейшее развитие

Несмотря на то, что стилю рикка обучалось все больше людей, он продолжал оставаться тяжелым и энергозатратым. В связи с этим в начале 18-го века был разработан стиль под названием сёка. Тремя его центральными элементами стали: Человек, Земля и Вселенная.

сёка

Сёка хорош тем, что такие композиции можно ставить не только в высоких, но и в низких вазах. На первых этапах развития стиля в нем и вовсе было принято использовать всего одно растения (травы или деревья). Уже потом, по мере развития, мастера стали сочетать между собой разные дары растительного мира.

Нагэирэ

Икебана из цветов этого стиля имеет такие же основные формы и пропорции, как и предыдущего. Отличие представлено формой сосуда, в котором размещается композиция. Для Нагэирэ берется высокая ваза, узкое горлышко которой удерживает растения. Также используются и дополнительные крепежные элементы – крестовины, расщепленные ветки, деревянные распорки в форме буквы V.

осенняя икебана своими руками

Данный стиль передает не только красоту природных пейзажей, но и раскрывает изящные изгибы цветочных стеблей и веток растений.

Необходимые материалы

Кендзан фото

Hasami (щипчики или ножницы) для обрезки цветов и стеблей до желаемой длины. Обычно обрезают под углом.

Kabin - высокая ваза

Kabin — высокие вазы, используемые в искусстве икебана сейка. Перемычки в сосуде обеспечивают стойкость и положение стеблям.

Низкая ваза для икебаны

Как вырастить бонсай в домашних условиях

В Японии большое значение придают символике, поэтому сочетание компонентов создает сложный язык. Например, бамбук олицетворяет молодость и вечность, а орхидеи – радость. Сосна, бамбук и слива – долголетие. Хризантема является символом Японии, и ее довольно часто применяют во всех стилях и формах.

Автор: Анна Янку

Дзиюка

Свобода стиля проявляется в оригинальности выбора материала, это своеобразный сюрреализм икебаны из природных материалов. Он объединяет древнее искусство составления букетов и современный взгляд художника. Здесь возможно любое видоизменения формы листьев, добавление материалов как природных, так и неживых. Часто используются сухие травы и листья, плоды, стекло и камни, пластик. Также выбирается необычная форма сосудов, в которых создается шедевр.

икебана из листьев

Свободный стиль составления букетов допускает применение смешения других стилей. Могут использоваться растительные материалы окружающей природы, добавляются геометрическая символика, цветовые смешения. Современные фактурные материалы позволяют разгуляться фантазии художников, воплощая самые безрассудные замыслы.

В стиле Дзиюка можно создавать бессчетное количество образов, сочетая растительный и искусственно созданный материал.

Икебана — Путь цветов

26.11.2011

Икебана

(生け花, «Живые цветы») является японским искусством аранжировки цветов, также известным как кадо (华 道, «Путь цветов»).

Этимология

Слово «Икебана» происходит от японского ikeru (生け る, размещать, расставлять, жизнь, рождение») и hana (花, «Цветок»). Существуют следующие переводы: «дать жизнь цветам» и «расставить цветы».

Подход

Не думайте, что икебана означает просто аранжировку цветов в вазе. Искусство икебана отличается каноничностью, и в то же время в нем природа и человечность сливаются воедино. Вопреки представлениям о цветочной композиции как о наборе пестрых разноцветных растений, в составлении икебана часто уделяется внимание стеблям и листьям, а также формам, линиям и очертаниям. Хотя икебана — это творческое самовыражение, она имеет определенные правила составления. Замысел художника в каждой композиции проявляется через сочетание цветов, природные формы, изящность линий, и обязательно присутствие внутреннего смысла композиции.

Другой аспект икебана заключается в ее склонности к минимализму. То есть, композиция должна состоять из минимального числа цветов с вкраплениями стеблей и листьев. В основу построения японской икебана положен равносторонний треугольник, разбитый ветками на три основные части. Некоторые школы утверждают, что треугольник символизирует небо, землю и человека, другие — солнце, луну и землю. Ваза является ключевым элементом композиции, в их создании могут быть использованы различные стили керамики.

Духовные аспекты

Духовный аспект искусства икебана считается чрезвычайно важным. Во время составления икебаны молчание — важная составляющая. Это время посвящается попытке оценить красоту вещей в природе, что люди часто упускают из-за динамичного ритма жизни. Человек становится более терпеливым и терпимым к различиям, не только в природе, но и в целом. В процессе составления человек чувствует близость к природе, которая дарит отдых для ума, тела и души. Искусство икебана позволяет увидеть красоту во всех видах искусства.

История и стили

Историю развития японского искусства аранжировки цветов можно проследить до шестого века, в то время буддизм был привнесен в Японию из Кореи. Украшение алтаря цветами в честь Будды стало частью богослужения. Также прослеживается связь искусства икебана с буддийским ритуалом предложения цветов духам умерших. Первый из классических стилей икебаны зародился в середине пятнадцатого века. А первыми учениками и преподавателями этого искусства были буддийские монахи. Прошло время, появились другие школы, поменялись стили, Икебана стала традиционным видом искусства в японском обществе.

Происхождение школ икебана: Икэнобо

История икебана насчитывает около 500 лет, а Икэнобо известна как старейшая из школ икебаны. Эта школа была названа в честь священника из храма Роккакудо (六角 堂) (официальное название Сиун-дзи или Храм фиолетовых облаков 紫云 寺) в Киото. Храм располагался на берегу озера, что по японски звучит как «Икено бо» 池 坊 «, поэтому священника называли Икэнобо. Монах был искусен в мастерстве составления цветочных композиций и давал уроки.

Храм Роккакудо был возведен в 587 г. Принцем Сетоку (圣 徳 太子). Говорят, что принц странствовал в поисках материалов для строительства Шитенно-дзи (四 天王寺). Однажды, когда он отправился купаться в пруду, где увидел буддийский амулет висящий на дереве. Закончив омовение, он попытался снять амулет, но был не в силах это сделать. В ту же ночь принцу во сне явился Будда и поручил возвести храм неподалеку от пруда и кедрового дерева под фиолетовыми облаками. Так появился «Храм фиолетовых облаков».

Эволюция стилей

В конце 15 века искусство икебана широко распространилось по всей Японии, а также было оценено по достоинству простыми людьми, а не только императорской семьей и ее окружением. В начале аранжеровка икебана была очень простой, использовались лишь несколько стеблей цветов и вечнозеленые ветви. Такой стиль икебана называют кугэ (供 华). Стили икебаны изменялись и в конце 15 века стали приобретать художественную форму с четкими канонами, которые были прописаны в книгах. Седеншо — старейшая из них, охватывает период с 1443 до 1536. Икебана стала неотъемлемой частью традиционных фестивалей и выставок, проводившихся в то время.

Отличительной чертой первых стилей было использование высокого, центрального стебля, который сопровождали два коротких. В период Момояма с1560 по1600 были построены великолепные замки. По мнению дворян и королевской свиты большие декоративные цветочные композиции Рикка наиболее всего подходили для их украшения. Стиль Рикка (досл. стоящие цветы) являл собою буддийское выражение красоты природы. Икебаны такого стиля составлялись из семи веток, представляющих холмы, водопады, долины и другие природные объекты, расположенных определенным образом.

С возникновением чайной церемонии зарождается особый стиль икебана, используемый для украшения церемонии, который получил название Чабана. Стиль Чабана является противоположностью стилю Момояма, в нем подчеркивается деревенская простота. Простота стиля Чабана положила начало стиля Нагэире, что дословно можно перевести как «брошеный в». В Нагэире нет жестко-зафиксированного узора, что привело к развитию Сэйка или Шока стилей. Для создания композиций используются несколько жестких стеблей, которые образуют треугольник асимметричной формы, что было принято за эталон данного стиля.

В композициях стиля Сэйка или Шока используются всего три основных ветки, символы неба (тэн), земли (ци) и человека (джин). Красота стиля заключается в его простоте, а создавался он, чтобы подчеркнуть неповторимость и уникальность самого растения. Стиль Дзиюка отличается творческой составляющей. Здесь используются цветы и разнообразные материалы по желанию автора.

Современные стили

С приходом модернизма в 20 веке три классические школы икебана частично уступили место так называемому Свободному стилю. Стиль Морибана (вертикальный) рассматривают как основополагающий. Морибана буквально означает «нагромождение цветов». Для создания композиций используются неглубокие вазы или суибане, или корзины. Морибана крепится на кэнзан или остроконечные держатели, которые также называют металлическими лягушками.

В Морибана (наклонный) используется противоположная по стилю техника. Здесь композиция зависит от положения и формы растений. Для данного стиля специально подбираются стебли, которые выглядят наиболее красиво под наклоном. Стиль отличает мягкость. При создании икебана в стиле Нагэире (вертикальный) используется высокая ваза с узким горлышком, а внутри кэнзан или остроконечные держатели. Нагэире буквально означает «брошенный в». Это простая аранжеровка, в которой может быть использован даже один цветок. Нагэире (наклонный) сочетает в себе нежное прикосновение и гибкость. Это идеальный стиль, чтобы начать изучение искусства составления икебаны. Композиции в стиле Нагэире (каскадный стиль) отличаются тем, что главный стебель свисает за край вазы. Гибкий материал, гармонируя с цветами, создает красивые, нежные линии.

Икебана в современной японской культуре

Икебана и по сей день остается одним из самых ярких видов искусства в японской культуре. О нем рассказывают по телевидению, ему обучают в школах и им восхищаются. К примеру есть телевизионное шоу, посвященное икебана, — Сэикей Бизин (Искусственная красота). В шоу подчеркивается важность природной красоты. Старейшая международная организация Икебана Интернэшнл была основана в 1956 году.

Как создать икебану?

Рассмотрим, как можно сделать осеннюю икебану своими руками. Для этого нужно взять острый нож и пойти прогуляться в осенний лес или парк. Основное правило составления икебаны представлено подробно в статье. Это три основных элемента, которые имеют пропорции 7:5:3.

Перечислим основные правила составления композиции:

  1. Все три основные части ставятся по форме треугольника, причем все его углы располагаются в разных плоскостях.
  2. Сосуд, в котором располагается икебана, не должен иметь никакой раскраски. Этот предмет может иметь любую форму, но быть однотонным, ведь он не должен отвлекать созерцателей от самого букета.
  3. Сначала располагают три основных элемента, потом уже идет заполнение пространства между ними.

Выполнять работу можно с использованием основных стилей, а можно собрать свободную композицию. Для осенней икебаны применяют и ветки, и листья, элементы с плодами, шишками и каштанами, семенами растений на ветках. Красиво смотрятся гроздья ясеня. Здесь уже пробуйте самостоятельно, фантазируйте по своему вкусу. Можно взять сухую траву и такие невянущие цветы, как бессмертник.

Какие ещё есть мастер-классы по икебане

Короткий урок по созданию цветочных композиций:

Техника составления икебаны с использованием флористической губки:

Мастер-класс по созданию икебаны ко Дню святого Валентина:

А здесь делают композицию со свечой и сухоцветами:

Урок по составлению композиций от мастера икебаны японской школы «Согэцу»:

Начало работы

Сначала в работе над осенней икебаной выбирают сосуд. В нашем случае эту роль играет простая глиняная ваза. Также необходимо иметь основу. Лучше всего купить в магазине металлическую подставку – кэндзан. Если ее нет, то можно самостоятельно прибить в ряд несколько гвоздей на деревянную подставку.

икебана из цветов

Три основных элемента нашей осенней икебаны представлены хризантемой желтого цвета и веточками с красными ягодами барбариса. Их легко найти осенью в парках или на склонах.

Остается только собрать композицию, учитывая пропорции элементов. Помните, что это не букет, он не требует пышности. Достаточно будет для начала создать такой простой сюжет.

Становление искусства икебаны

Первая школа икебаны под названием Икэнобо была открыта в 15 веке в городе Киото. Ее основателем стал Икэнобо Сэнкэй.

Первым стилем этой школы стал рикка, который был создан для прославления Будды. Стиль отличался размахом (композиции имели высоту более полутора метров) и идеальной точностью геометрических линий. Неудивительно, что основой для него служили бамбук и сосна, а остальные растения органично их дополняли.

рикка

На то, чтобы выполнить одну композицию, требовалось огромное количество сил и времени. Занимались этим всего несколько мастеров, пока об икебане не узнали сначала правящая элита, а потом и простой народ. Так популярность искусства начала стремительно расти.

Икебана из листьев

Для свободного стиля икебаны (фото ниже) можно использовать большие листья пальмы или папоротника. Разрешается полная деформация материала. Так на фотографии мы видим, что листья пальмы обрезаны с одной стороны веточки и сложены дугой. Расположены эти листовые элементы в разных плоскостях.

икебаны из природных материалов

В центральной части композиции расположились яркие цветочные акценты. Пропорции, присущие икебане, соблюдены. Четко просматриваются все три точки с правильными сторонами. Пустое пространство заполнено листьями меньшего размера и другой, более округлой формы. Ваза, плоская и однотонная, не мешает восприятию картины художника.

Создавать такие простые композиции несложно, попробуйте обязательно, а наши советы вам в этом помогут.

Чем необходимо руководствоваться при составлении композиций

Икебана — это не только собранные вместе цветы, лапы вечнозеленых растений, ветки и красивые листья. Это еще и те эмоции и чувства, которые охватывают человека в ответ на любование изящным сплетением ветвей и лепестков цветов.

В какой-то мере икебана похожа на скульптуру, в которой нет ничего лишнего. Только тогда в полную силу проявляется суть икебаны и мастерство ее создателя.

Цветочному искусству неведомы понятия необычный или простой цветок — в умелых руках скульптура цветов из самых обычных растений рождаются самые неповторимые шедевры.

Сезонная икебана

Все составляющие икебаны должны являться хоть маленьким, но отражением природы, ее величия и красоты. По правилам искусства композиция должна соответствовать сезону, в котором она создается.

Например, осенняя икебана может состоять из такого сезонного материала, как небольшие круглые тыквы, ветки рябины или самшита, осенние цветы, шишки, кусочки сосны, можжевельник или кора деревьев.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: