Деревянная Япония (11 фото)


История

Святилище Хорюдзи тесно связано с именем принца-регента Сётоку-тайси. Он был одним из наиболее активных последователей новой религии, и содействовал монахам в постройке нескольких храмовых комплексов. По легенде, в Икаруга принц удалился, устав от суеты столиц, и в тишине и покое провинции занялся изучением священных сутр.

В 607 году, всего через 50 лет после проникновения буддизма в Японию, по воле принца был заложен Хорюдзи. Кстати, возведением зданий занимался клан Конго-гуми – этнические корейцы, перевезённые Сётоку в Японию специально для строительства храмов. Конго-гуми впоследствии продолжал свою деятельность 1400 лет и стал известен как старейшая строительная компания в истории.

Главной святыней храма стала статуя Будды-целителя Якуси. Позднее комплекс разросся, в нём появились послушники, и святилище было возведено в ранг монастыря. Однако стихия не щадила постройки – в 670 году храм почти полностью выгорел после удара молнии. Тогда его перестроили, отнеся на несколько сот метров от первоначального «несчастливого» места – и здания, сохранившееся после той, самой первой, реконструкции сегодня считаются самыми древними буддийскими сооружениями на территории Японии.

На протяжении всей истории комплекс старались поддерживать в хорошем состоянии – его неоднократно реставрировали и пересобирали, заменяя обветшавшие детали. Основные реконструкции прошли в 1374 и 1603 годах, и считается, что до нас дошло всего около 20% оригинальных материалов, использованных в 8 веке для постройки храма.

Храмовый комплекс Хорюдзи

Храмовый комплекс Хорюдзи Периоды Асука (552-645) и Нара (645-794) — первый этап истории японской средневековой культуры. Это время утверждения буддизма в Японии. Буддизм принес неведомое ранее созерцательное мироощущение, новую концепцию взаимоотношения человека и природы. Вместе с идеей кармы-воздаяния за добро и зло, совершенные человеком в его прошлых жизнях — идеи мужественности, героизма, духовного подвига, как главные позитивные начала жизни, впервые нашли свое художественное выражение в Японии. Буддизм махаяны, имевший обширный пантеон божеств, выдвигал в качестве идеала бодхисатв (по-японски — босацу), прошедших множество перевоплощений и до­стигших просветления, но добро­вольно отказавшихся от блаженст­ва, чтобы указать путь спасения людям. Основатель учения — исто­рическая личность Гаутама, — не имевший в хинаяне зримых черт, преобразовался в махаяне в вечное сияющее божество Будду Шакьямуни (по-японски — Сяка-Нёрай) с мно­жеством проявлений. Вместе с ним в пантеон входили божества, вопло­щавшие космические первоначала мира: солнце, луну, планеты.

Для Японии VI-VII веков было ха­рактерно почти фольклорное пони­мание буддизма, а религиозные буд­дийские тексты нередко перемежа­лись с конфуцианскими текстами и восприни­мались как мудрые изречения. Первые монастыри должны были производить впечатление невиданными архитектурными формами и многоцветностью разнообразных материалов — красными лакированными колоннами, серо-голубой черепицей крыш, позолоченными металлическими деталями. Формы буддийской архитектуры обладали большой эмоциональной силой воздействия.

В этот период в Япо­нии не только не было городов, но резиденции правителей, по традиции перемещались после их смерти, а основным типом жилища был заглубленный в землю низкий дом. Буддийские храмовые комплексы, становились прообразом первых городских поселений, своей стабильностью и упорядоченностью утверждавших новые для Японии градостроительные идеи. Синтоистские святилища тщательно изолировались от по­сторонних взглядов, их ничем не заполненный интерьер был так же чист и пустынен, как и обнесенные оградами дворы. Территория буддий­ских храмов предназначалась для торжественных обрядов, все по­стройки размещались на обширной площади с расчетом на свободное обозрение, хотя в самих планиро­вочных решениях ощущалось, как иноземные идеи дополнялись и кор­ректировались художественными критериями, которые были свойст­венны самой Японии. Это живое и творческое отношение прояви­лось в архитектурной организации единственного сохранившегося до нашего времени раннего храмового монастырского комплекса Хорю-д­зи, выстроенного в 607 году. Главный храм Икаруга-Дэра был построен под покровительством принца Сетоку. Полное название Хорю Гакумон -дзи — храм изучения процветающей дхармы. Храм был посвящен Якуси, Будде Медицины. Это храм школы хоссо ( индийское соответствие йогачара). Он часть храмового комплекса.

В храмах монастыря Хорю-дзи воспроиз­водились типологические черты ран­несредневековой китайской архитек­туры. Самые первые, возводившиеся в Японии буддийские комплексы име­ли два типа планировки: один имел симметричный, построенный по оси север — юг план, и повторял самый распро­страненный на континенте образец; для второго было характерно асим­метричное расположение двух глав­ных построек — храма и башни-пагоды, родившееся, по мнению исследователей, уже в местных условиях.

Его основа — равновесие архитектурных масс в пространстве, свободное ритмическое чередование близких, но неодинаковых форм. Как и другие монастыри того вре­мени, Хорюдзи был окружен глино­битной стеной с главным входом на южной стороне — так называемыми Великими южными воротами. Точно напротив них находились внутренние ворота — Тюмон, по обе стороны которых начиналась крытая галерея, опоясывавшая широкий двор с пагодой и Кондо — Золотым залом.

Главный (золотой) зал Кондо с массивной двухъярусной крышей, поддерживаемой столбами и резными кронштейнами, в котором находится скульптура Троицы Шакьямуни из бронзы.

Ворота храма Хорю-дзи

С противоположной стороны прямоугольного двора напротив ворот располагался зал для проповедей. Зодчие Хорю-дзи каноническую упорядоченность плана сочетали с асимметрией свободно и точно сгруппированных архитектурных объемов. В этом построении основой выразительности становились кровли с их спокойной, чуть изогнутой линией силуэта, создающей гармонию тяжести и легкости, массивности и «парения» в пространстве.

Появление самых первых «отступлений» от воспринятой в Китае канониче­ской схемы, которые учитывали местные условия и дали в последствии основу для формирования на­циональных черт зодчества. Помимо уже отмеченной свободы асимметричного построения бли­зость планировки буддийских и син­тоистских храмов ощущается в об­щей горизонтальной ориентации ан­самбля (которой не противоречит вертикаль пагоды) и уравновешен­ности зданий с пространством широ­кого открытого двора. Как и в древ­нем зодчестве, внутреннее простран­ство здания кажется второстепен­ным по сравнению с разработанным выразительным внешним объе­мом.

Что посмотреть

Во внутренний двор храма ведут ритуальные врата Тюмон, а сама территория комплекса разделена на две части. В западной находится главный павильон – Золотой Зал «Кондо», со скульптурами авторства Курацукури-но-Тори, а также пятиярусная пагода Гондзю-но-то. В восточной части расположен восьмиугольный Зал Снов – «Юмэ-доно». Кроме того, храм включает в себя общежития для монахов, лекционные залы, библиотеки, столовые и прочие хозяйственные постройки. Всего на его территории насчитывается 53 здания, а занимаемая площадь составляет около 90 тысяч кв.м.

Годзю-но-то считается старейшей пагодой Японии, и является своего рода прообразом для всех остальных построек подобного рода. Высота здания составляет 33,5 м., но, благодаря искусно выверенным пропорциям и изящному силуэту, пагода гармонично вписывается в окружающее пространство, не подавляя зрителя своей массивностью. Большие выносы её кровли характерны для китайского архитектурного стиля периода Тан.

Центральный столб, укреплённый внутри постройки, является древнейшим анти-сейсмическим приспособлением – подвешенный на цепях и подвижно соединённый с основанием, он эффективно гасит вибрации, возникающие во время землетрясения.

Кондо считается старейшим деревянным сооружением в мире, его размеры составляют 18,5м. на 15,2 м. Массивная крыша типична для построек китайского стиля, однако крытая галерея и дополнительные колонны были достроены чуть позже, чтобы поддержать свесы кровли, выступающие за периметр здания более чем на 4 метра.

Внутри установлена бронзовая скульптурная триада – Гаутама Будда, уцелевший в пожаре 670 года, и два других воплощения божества – Будда Якуси и Амитабха. Кроме того, в Хорю-дзи хранится множество реликвий периодов Асука и Нара: живопись, свитки, статуи и прочие произведения декоративного искусства.

Особую ценность представляли настенные росписи храма – уникальный образец старейшей буддийской живописи на территории Японии. Однако в результате пожара 1942 года большая их часть оказалась сильно повреждена. Изображения фресок сохранились на фотографиях, и после войны для реставрационных работ были привлечены лучшие мастера, работавшие в традиционной технике. В 1968 году росписи, наконец, были возрождены в первоначальном виде.

Скачать большую энциклопедию Японии от А до Я с мультимедиа:

ХОРЮДЗИ — Храм процветания Закона, древнейший буддийский храм Японии.

В 607 г. принц Сётоку тайси удалился в селение Икаруга, километрах в десяти к юго-западу от нынешнего города Нара. Говорят, он поселился в Икаруга, устав от дворцовых интриг и решив серьезно заняться изучением буддизма. Ему приписывают авторство комментариев к нескольким сутрам, хотя соответствующая запись в «Нихонги» в последнее время ставится под сомнение. Бесспорным же остается то, что, поселившись в Икаруга, принц повелел построить храм, вошедший в сокровищницу мирового зодчества.

Храм был завершен в 616 г., но в 670 г. сгорел, пораженный молнией. Некоторое время спустя он был вновь отстроен по оригинальному проекту в нескольких сотнях метров восточнее первоначального места. Здесь он остается по сей день, известный каждому японцу и многим людям в мире под именем Хорюдзи — Храм процветания Закона.

Икаруга и сегодня сохраняет очарование тихого сельского уголка. Миниатюрные рисовые поля на слегка всхолмленной равнине, спокойная речка, цветение персиков и сакуры весной… Храмовые постройки окружены негустой рощей криптомерий. Весь комплекс состоит из 53 зданий, расположенных на площади в 90 тысяч квадратных метров. В пределы храма проходят через Нандаймон — Большие южные ворота. Хорюдзи, как и другие храмы описываемой эпохи, выстроен в полном соответствии с канонами китайского храмового зодчества: фасадом он обращен на юг, постройки в основном размещены по оси север—юг, при этом главные находятся в северной части комплекса, поскольку север считался зоной повышенной сакральности. Этот принцип соблюдался впоследствии и при строительстве городов, прототипами которых служили первые храмы.

Пройдя несколько десятков метров по мощенной каменными плитами дорожке, посетитель оказывается перед Тюмон — Внутренними воротами, от которых в обе стороны расходятся крытые галереи — кайро, поворачивающие затем под прямым углом на север, чтобы в конечном счете примкнуть к стенам кодо — зала для проповедей. В образовавшемся прямоугольном пространстве размещены кондо — главный (дословно — золотой) зал, вмещающий алтарь, и пятиярусная пагода. Этот неотъемлемый атрибут буддийских храмов ведет свое происхождение от ступы — постройки, где хранятся мощи Будды. Этот комплекс построек называется Сай-ин (Западный храм). С востока к нему примыкает еще один блок — То-ин (Восточный храм), расположенный, как считают, на месте резиденции Сётоку Тайси. В центре его — восьмиугольное строение — Юмэдоно (Зал мечтаний), названное так потому, что, как утверждает традиция, воздвигнуто именно там, где принц проводил дни, погруженный в размышления над сутрами.

Внутренние ворота, расходящиеся от них крытые галереи, пятиярусная пагода и главный зал — самые старые деревянные строения не только в Японии, но во всем мире. По ним можно судить о характерных особенностях храмовой архитектуры VII в., воспринявшей основные черты китайского зодчества предшествующей эпохи.

Возвышающаяся на 32 метра пятиярусная пагода стала прототипом многих подобных сооружений последующих веков. Слегка уменьшающиеся кверху от яруса к ярусу крыши придают постройке спокойный ритм, лишают ее силуэт активной устремленности вверх. Пагода по-своему величественна, но ее величие не подавляет.

Такие же чувства вызывает и главный зал с его двухъярусной крышей и идущей по всему периметру здания крытой галереей.

Хорюдзи привлекает не только своей архитектурой. В его строениях разместилось 265 буддийских статуй и свыше полутора тысяч произведений живописи и декоративного искусства давнего прошлого. Венчают эту сокровищницу свыше десятка скульптур VII в., среди которых и Троица Шакъямуни, отлитая из бронзы мастером Курацукури-но Тори за упокой души Сётоку Тайси, скончавшегося за год до этого.

Среди других скульптур Хорюдзи особенное внимание привлекает изображение бодхисаттвы Каннон (Авалокитешвара), издавна известное под названием Кудара Каннон — Каннон из Пэкче.

В Зале мечтаний находится статуя Кудзэ Каннон, которая сохранилась значительно лучше, чем большинство других статуй в Хорюдзи. Дело в том, что до 1884 г. она была укрыта в специально сооруженном для нее алтаре и избежала тем самым воздействия многих негативных факторов.

С тех пор как Хорюдзи был отстроен после пожара 670 г., немало политических бурь пронеслось над Японией, и не раз равнина Ямато становилась ареной кровавых столкновений враждующих кланов и групп, превращавших целые города и селения в дымящиеся развалины. А вот Хорюдзи избежал разрушений, что позволило донести до наших дней его бесценные сокровища. На протяжении многих веков надежной защитой Хорюдзи служило преклонение, которое вызывало у японцев само имя Сётоку Тайси, обожествленного вскоре после смерти и ставшего объектом культа почти во всех основных школах японского буддизма.

Беда в Хорюдзи пришла в январе 1949 г., когда во время ремонта главного зала внезапно вспыхнул пожар, который почти полностью уничтожил его интерьер. Вывезенные на время ремонта из зала статуи не пострадали, но серьезный ущерб был нанесен фрескам, представлявшим собой редчайшие образцы ранней буддийской живописи Японии. К счастью, сохранились сделанные незадолго до пожара фотографии фресок, в том числе в их натуральную величину. К восстановлению фресок привлекли 14 виднейших художников, и среди них таких признанных патриархов живописи в японском стиле, как Ясуда Юкихико и Маэда Сэйсон, которым в 1967 г., когда началась работа по восстановлению фресок, было соответственно 83 и 82 года. Целый год трудились они вместе с десятками других мастеров — изготовителями специальной японской бумаги и натуральных красок, фотографами, штукатурами и т. п. И фрески были возрождены.

Восстановление фресок Хорюдзи — само по себе событие выдающееся, которое останется в истории лучших достижений искусства реставрации. И в то же время оно очень типично с точки зрения отношения японцев к своему культурному достоянию, для сбережения которого они не жалеют ни сил, ни средств…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: