Уголок умиротворения и спокойствия: сад камней Рёандзи в Киото, Япония


Храм

Реандзи находится в районе Уке на северо-западе города Киото. Он восходит к направлению буддизма дзен, школе Риндзай, ответвлению Месиндзи. Название переводится с японского как «обитель мирного дракона».

Киото, Япония

Реандзи построили в середине 15 столетия, а впоследствии он стал одной из главных киотских достопримечательностей, храня традиционное японское наследие. С конца прошлого века он был внесен в каталог Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас сюда стекаются сотни туристов каждый день, большинство из которых хочет посмотреть на сад камней.

История

Изначально на территории современного храма находилось поместье, переходившее по наследству семействам самураев. Последними хозяевами были представители рода Хосогава Фудзивара, а в 15 веке родовое имение перешло генералу Хосогаве Кацумото, жившему с 1430 по 1473 годы. Он желал, чтобы после его смерти на этом месте появился дзенский храм.

В 1450 году, еще при жизни, Кацумото сделал это, позвав в качестве первого покровителя монаха по имени Гитен. В 1467 году началась война Онин, где генерал возглавлял восточные войска, но назад он не вернулся – спустя 6 лет после начала военных действий погиб на поле сражений. Однако после смерти Кацумото «храм дракона» продолжил процветать.

японский генерал

Война велась в Киото, поэтому многие сооружения и жилые дома выгорели или полностью разрушились, и Реандзи в том числе. Позже бывшее поместье, где уже находилась святыня, перешла буддийскому храму. Во времена расцвета настоятелями были сегун Токугава Иэясу, а также военачальник Тоетоми Хидэеси.

На рубеже 15 и 16 веков на территории появился знаменитый сад камней. В одно время его авторство приписывали мастеру Соами, но позже этот факт подвергался сомнению. Сейчас принято считать, что сад воздвиг неизвестный мастер, но споры на этот счет не угасают по сей день.

За всю историю существования храм претерпевал не одно бедствие в виде пожаров, поэтому, к сожалению, не сохранился в первозданном виде. Сейчас на территории находятся и могилы семерых императоров, правивших в Японии в разное время:

  • Хорикава;
  • Госандзе;
  • Горэйзей;
  • Госузаку;
  • Итидзе;
  • Казан;
  • Ута.

До 19 столетия захоронения находились в забвении, но правитель Мэйдзи принял решение о их восстановлении. Сейчас в Реандзи стекается огромное количество посетителей: японцы, иностранцы, дзен-буддисты и представители других конфессий.

туристы и паломники

Сад камней Реандзи, история создания

История создания сада камней в храме Рёандзи не однозначная. Когда Владимир Цветов писал свою книгу, он написал, что создателем сада считался Соами, японский художник-пейзажист, дата рождения неизвестна, умер в 1525. Но на протяжении веков, помимо Соами, рассматривалось много версий и авторство доподлинно не установлено.

Как варианты предлагаются следующие лица: Хосокава Кацумото (государственный и военный деятель, 1442—1473) — создатель храма Рёан-дзи, ещё называют имя его сына Хосокава Масамото и дату создания сада — 1488, некоторые авторы считают, что сад был создан гораздо позже и разбег дат определяется от первой половины XVI века до 1680 года. Существует версия, что сад не был создан монахами, а построен профессиональными садоводами — каварамоно (переводится как работники берега реки, низший социальный класс в период Камакура и Муромати).

Как бы то ни было, сад камней создан и производит спустя столько столетий всё тот же эффект: растворение в пространстве, покой и умиротворение. А может быть наоборот море вопросов, что есть сад камней? Модель мира?, основа мироздания?, понимание, что в мире всё не так, как мы видим и что истина находится где-то за 15 камнем? Конечно же это просто вопросы, не имеющие никакого отношения к школе дзен. Да, есть общеизвестная трактовка идеи сада, что «только достигнув просветления можно увидеть все 15 камней». Но есть и другое мнение, что камни, расположенные в саду ничего не означают и были просто расположены так, как мы видим сейчас. А всё остальное это игры воображения и выдумки.

японский сад камней

И всё же мне ближе вариант, что постичь суть каменного хаоса, сотворенного человеческим разумом, возможно лишь очистившись от привычных стереотипов, предвзятости и высокомерной уверенности, что нет вопросов, на которые ещё не найден ответ.

Сад

Сад камней – важнейшее достояние Реандзи. Он выполнен в технике «карэ-сансуй», предполагающей использование сухого ландшафта, за что композицию часто называют «Сухой сад». Такие сады частенько используют в оформлении храмов направлений дзен и сингон в Стране восходящего солнца.

Предположительно сад был основан в 1499 году и с тех пор мало изменился. На прямоугольном поле, которое тянется с северной стороны в южную на 10 метров, а с западной в восточную – на 30 метров, установлено 15 камней.

Все камни не были подвергнуты какой-либо обработке, они одного материала и цвета – черного, но разного размера. Они объединены в пять групп: пять, два, три, два и снова три камня.

Остальная часть прямоугольного поля усыпана белым гравием. Специальными граблями на гравийной поверхности высечены тонкие борозды, тянущиеся с востока на запад. Вокруг камней аккуратно высажен зеленовато-бурый мох как обрамление.

Реандзи

Главная тайна сада заключается в том, что с любой точки можно увидеть только 14 камней, в то время как последний, пятнадцатый, непременно прячется за другими. Иногда может показаться, что взору предстали все 15 каменных глыб, но это иллюзия, созданная неправильной формой одной из них.

На сад камней все посетители смотрят только с одной стороны – с веранды возле дома настоятеля, куда можно попасть только через храм. С трех других сторон композиция обнесена забором из глины с добавлением рапсового масла. Такой состав придает стене бежевый цвет, что позволяет обрамлять площадку и в то же время не отвлекать внимание.

люди смотрят на сад камней

По другую сторону храмовой веранды находится так называемый «цукубай» – каменный сосуд для омовения. Он находится настолько низко к земле, что для того, чтобы им воспользоваться, нужно сильно согнуться, тем самым выразив почтенное отношение.

Все камни можно увидеть только сверху. Но настоящие буддисты верят, что это возможно только при достижении Просветления. Символизм сада многогранен, и до сих пор нет единого мнения на счет того, что же олицетворяет такой ландшафт. На этот счет есть несколько гипотез:

  • каменные глыбы – горные вершины, гравий – облака;
  • камни – острова, гравий – безбрежное море, бороздки – бушующие волны;
  • композиция – картина того, как самка тигра вместе с тигрятами переплывает океан;
  • определенное положение камней похоже на иероглиф, обозначающий слово «сердце».

Если говорить о том, почему камней именно 15, то наиболее достоверный вариант представляется таким: на Востоке число «15» ассоциируется с совершенством.

Сад камней полностью соответствует философии дзен, расслабляя, сосредотачивая ум, настраивая его на медитацию, единение с природой, познанию себя.

С одной стороны, сад, выполненный из таких природных материалов, как камень, песок, гравий, не изменяется с течением времени, остается постоянной субстанцией. С другой — внешний вид сада меняется в зависимости от времени года, освещения и самого наблюдателя.

Сад камней

При создании сада заложен определенный смысл, который должен познать смотрящий:

  • бесконечность Вселенной;
  • величие Учителя Шакьямуни;
  • безграничность сознания;
  • чистота и непорочность.

Есть и другие мнения: например, раз пятнадцатый камень не может увидеть неподготовленный человек, значит, совершенство доступно только Просветленным. Или, глядя на композицию, один человек видит один набор из 14 камней, а другой человек – другой набор. Каждый видит свою реальность, свои камни, и они кажутся ему истиной, но это не значит, что другой человек не прав.

Камни только на первый взгляд расположены хаотично. В действительности их расположение обусловлено законами геометрии, и глыбы вписаны в сложную семиугольную сеть линий, которые пересекаются между собой.

Философия каменных фигур

Сад Реандзи в Киото

Как раз отсюда, вы увидите все великолепие комплекса Рёандзи. Но мистичность этого комплекса, заключается именно в пятнадцати камнях. С любой обозревательной позиции, посетителям открывается вид только на четырнадцать камней, как бы вы не ходили. С каждым шагом выстроенная фигура меняется, а камень, который скрывался ранее, становится обозреваемым, однако другой камень безмолвно прячется. Так, шаг за шагом, посетители взволнованно разглядывают и ищут загадочный пятнадцатый камень.

Монахи, изучающие дзен-буддизм, говорят, что увидеть сразу все составляющие комплекса, практически невозможно. Узреть весь комплекс из 15 камней, может лишь просвещенный человек, достигавший понимания бытия, путем длительных ежедневных медитаций. Постижение секрета, символизирует полное гармоничное сосуществование человека и природы.

Уже много лет, люди пытаются разгадать тайну задумки построения. Что же хотел передать Соами в своем произведении искусства? На данный момент существует несколько версий:

  • Наиболее популярное суждение – пять групп камней символизируют пять крупнейших вершин Японии
  • По другим сведениям, это пять островов в бескрайнем океане
  • Кто-то приводит ассоциацию с китайским преданием, сравнивая камни с тигрицей и ее детенышами

Версий много и они разнообразные. Пока, до истины не добрался никто. Но в этом и заключается, вся уникальность философского сада!

И еще один интересный момент. Говорят, что сад Рёандзи, обладает гипнотическими свойствами — посетителей как бы, завораживает пейзаж. Ежегодно, сюда, приезжает огромное колличество туристов. Минимализм и аскетичность творения, приковывают внимание людей с разных уголков мира. Созерцание камней успокаивает дух, дает возможность уйти в себя и сосредоточиться. Наверное, это свойство, сад унаследовал от своего создателя – монаха, мастера медитации.

Полезная информация

Существует несколько способов, как добраться до Реандзи из Киото.

1. От станции «Киото» на 101-м или 205-м автобусе до Золотого Павильона – Кинкакудзи, а затем 15 минут пешком или в три раза быстрее на автобусе. Так можно осмотреть Реандзи и Золотой Павильон за один раз.

павильон в Японии

2. На поезде до остановки «Реандзи-мити», а потом 5 минут пешком.

3. На такси от Киото прямиком до конечной точки – такой способ самый удобный, но в то же время самый затратный.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: