Театр кабуки, история возникновения, развитие, наши дни

Кабуки в Стране Восходящего Солнца считается сложным видом искусства. К каждому выступлению актеры Кабуки готовятся очень тщательно. Перед представлением актерам наносят сложный грим и одевают национальную одежду. Любое действие в Кабуки обусловлено японской символикой. Здесь нет места мелочам, присутствует предельное внимание к деталям. Цвета, иероглифы и движения подчинены определенным канонам.

История японского театра

театр японский

Корни японского театра уходят в далекое прошлое. Около полутора тысяч лет назад в Японию из Китая, Кореи и Индии проникли танцы и музыка, а с материка пришел буддизм – именно этот момент считается началом зарождения театрального искусства. С тех пор театр существует на преемственности и сохранении традиций. Ученые предполагают, что театр японский содержит в себе даже части античной драмы. Этому могли способствовать связи страны с эллинистическими государствами Передней Азии, а также Индией и Китаем.

Каждый театральный жанр, пришедший из глубины веков, сохранил свои первоначальные законы и индивидуальность. Так, пьесы драматургов далекого прошлого и сегодня ставятся по тем же принципам, что много веков назад. Заслуга в этом принадлежит самим актерам, которые хранят и передают древние традиции своим ученикам (обычно своим детям), образуя актерские династии.

Всё о Японии

Япония – самобытная, сказочная страна, полная тайн и загадок. Известно, что в 17 столетии Япония длительное время прибывала в изоляции от остального мира. Поэтому культура и традиции этой страны до сих пор остаются для иностранцев чем-то необыкновенным и неразгаданным.

Одним из самых древних видов японского искусства является театр.

История японского театра берет свое начало несколько тысяч лет тому назад. Театр пришел в Японию из Китая, Индии и Кореи.

Первые театральные жанры появились в Японии в 7 столетии. Это было связано с пришедшими из Китая театральной пантомимой гигаку и ритуальными танцами бугаку. Особого внимания заслуживает театр пантомимы гигаку. Это яркое красочное представление, в котором даже тень актера, играет определенную роль. Участники представления одеты в красивые национальные одежды. Звучит завораживающая восточная мелодия. Актеры в разноцветных масках исполняют на сцене свои магические танцевальные движения. В первое время, такие представления устраивались только в храмах или императорских дворцах. Только по большим религиозным праздникам и пышным дворцовым церемониям. Постепенно, театр плотно вошел в жизнь всего японского народа.

Известно, что все театральные жанры, существовавшие в глубокой древности, сохранились, по сей день. Японцы свято чтят и бережно хранят свою культуру и традиции. В настоящее время, все японские драмы, пьесы и спектакли ставятся по тем же средневековым сценариям и принципам. Актеры бережно передают свои знания молодому поколению. В результате, в Японии появлялись целые династии актеров.

Самыми распространенными театральными жанрами Японии являются – ногаку – театр японской аристократии, кабуки – театральное представление для простого народа и бункару – веселый театр кукол. Сегодня в театрах Японии можно послушать современную оперу и насладиться великолепным балетом. Но, несмотря на это, интерес к традиционному японскому театру не утрачен. А туристы, приезжающие в эту загадочную страну, стремятся попасть именно на национальные театрализованные представления, в которых читается дух, культура и традиции Японии.

Театр теней

Сейчас, в Японии существует несколько разновидностей театральных жанров – театр Но, театр Кеген, театр Кабуки, театр теней и театр Бункару.

Театр Но – появился в Японии в 14 столетии. Он возник в период правления отважного японского самурая Токугавы. Этот театральный жанр славился среди сегунов и самураев. Театральные представления устраивались для японской аристократии.

Во время представления, актеры одеты в национальные японские костюмы. Красочные маски покрывают лица героев. Спектакль играется под тихую мелодичную музыку (чаще всего это классика). Игра актеров сопровождается хоровым пением. В центре представления – главный национальный герой, рассказывающий свою собственную историю. Продолжительность пьесы – 3-5 часов. Одна и та же маска может использоваться в различных театральных представлениях. При этом она может совершенно не соответствовать внутреннему состоянию героя. Музыкальное сопровождение может сильно разниться с движениями актеров. Например, тихая мелодичная музыка под экспрессивные танцы героев, или наоборот, плавные завораживающие движения – под быструю ритмичную музыку.

Сцена во время спектакля может быть красочно оформлена, а может быть совершенно пустой.

Театр Кеген разительно отличается от театральных представлений Но. Чаще всего это веселые комедийные пьесы. Кеген – это театр толпы. Его представления достаточно просты и менее изысканы. Этот театральный жанр сохранился до наших времен. В настоящее время Театр Но и Театр Кеген объединены в один театр – Ногаку. На сцене Ногаку играются как роскошные пьесы, так и более простые спектакли.

Кабуки – это знаменитый японский театр. Здесь можно насладиться красивым пением и изящными танцами. В таких театральных представлениях принимают участие только мужчины. Они вынуждены исполнять как мужские, так и женские роли.

Знаменитый японский кукольный театр Бункару – это яркое представление для детей и взрослых. Разнообразные сказки, легенды и мифы – можно увидеть в кукольном театре. Вначале в представлении участвовали только куклы, постепенно к ним присоединились актеры и музыканты. В настоящее время, театральное представление Бункару – это красочное музыкальное шоу.

Огромный интерес зрителей вызывает японский театр теней. Этот жанр пришел в Японию из Древнего Китая. Изначально, для представления, вырезались специальные бумажные фигурки. На огромной деревянной раме, покрытой белоснежной тканью, танцевали и пели фигурки сказочных героев. Немногим позже, к фигуркам присоединились актеры. Представления становились все интереснее.

В последние годы, широкую известность приобрел японский театр Есэ. Это традиционный театр комедии. История этого театра берет свое начало с 17 столетия. Сцена этого театра расположена под открытым небом. Здесь можно увидеть комедийные и сатирические пьесы и веселые каламбуры.

Театр для японцев – это часть их богатой культуры и многочисленных традиций.

Рождение театра

Рождение театра в Японии связывают с появлением в VII веке пантомимы Гигаку, что в переводе означает – «актерское искусство», и танца Бугаку – «искусство танца». Разная судьба постигла эти жанры. Гигаку вплоть до Х века занимал подмостки театров, но не выдержал конкуренции с более сложными пантомимическими жанрами и был ими вытеснен. Зато Бугаку исполняются и сегодня. Сначала эти представления влились в храмовые празднества и дворовые церемонии, затем их стали исполнять отдельно, а после реставрации власти этот жанр японского театра пережил расцвет и обрел еще большую популярность.

Традиционно выделяют следующие виды японского театра: но, или ногаку, предназначенный для аристократии; кабуки, театр для простых людей, и бунраку – кукольный театр.

Кабуки в наши дни

В наши дни кабуки самый востребованный из классических театров Японии, зрители охотно идут на представления. Кроме традиционных мужских трупп после войны появилась женская труппа кабуки Ичикава Кабуки-дза, но достигнуть мастерства, которое оттачивалось актерами мужчинами на протяжении 400 лет женщинам не удалось. Актеры кабуки снимаются в кино и являются частыми гостями в телевизионных передачах.

Внедрение наушников в театре в 1975 году, в том числе с переводом на английский язык в 1982 году позволило поддерживать интерес иностранцев. С 2005 года стали выпускать и продавать кабуки фильмы. Театры активно гастролируют по Азии, Европе и Америке. Основательнице жанра Идзумо-но-Окуни в 2002 году, к 400-летию образования кабуки в Киото был поставлен памятник.

Окуни из Идзуми

Сегодня крупные и известные театры кабуки расположены в таких городах как Токио, Киото, Осака, Фукуока. Архитектура театра это отдельная тема разговора и об этом будет в последующих статьях. Так же очень большая и интересная тема об актерских династиях театра кабуки. В ближайшее время я об этом напишу на страничках своего сайта. До новых встреч.

Традиционный японский театр сегодня

В новом времени в Японию попали европейские искусства, а следовательно, и современный театр. Начали появляться массовые представления по западному образцу, опера, балет. Но традиционный японский театр сумел отстоять свое место и не утратить популярности. Не стоит думать, что он неподвластный времени раритет. Актеры и зрители – живые люди. Постепенно меняются их интересы, вкусы, восприятие. Неизбежно проникновение современных веяний в устоявшуюся и складывающуюся веками театральную форму. Так, сократилось время представления, сам темп действий ускорился, ведь сегодня у зрителя нет столько времени на созерцания, сколько было, например, в средневековье. Жизнь диктует свои законы, и театр постепенно под них подстраивается.

Театр аристократии но

театр но

Зародился театр но в XIV веке и приобрел большую популярность у аристократии и самураев. Изначально он предназначался исключительно для высшего сословия Японии.

Развиваясь на протяжении многих веков, театр превратился в национальную традицию, заключающую в себе глубокий философско-духовный смысл. Декорации его просты, основной акцент делается на маски, значение которых подчеркивает и кимоно. Кимоно и маски передаются в каждой школе из поколения в поколение.

Спектакль выглядит следующим образом. Ситэ (главное действующее лицо) под звуки флейт, барабанов и хора рассказывает истории о мирной жизни и битвах, победах и поражениях, убийцах и монахах, героями которой будут духи и смертные, демоны и боги. Повествование непременно ведется на архаичном языке. Но – самый загадочный жанр японского традиционного театра. Объясняется это глубоким философским значением не только самих масок, но и всех деталей представления, которые несут в себе тайный смысл, для понимания доступный лишь искушенному зрителю.

Театральное представление длится от трех с половиной до пяти часов и содержит несколько пьес, которые чередуются с танцами и миниатюрами из жизни обычных людей.

Историческая справка

Появление национального театрального искусства в Японии история относит приблизительно к 7 столетию. Оно пришло из соседних стран Востока: с китайских, корейских, индийских, персидских, тибетских просторов. Во многом театральные представления того времени связаны с религиозными верованиями: шаманизмом, даосизмом, конфуцианством, религией синто, но больше всего – с буддийским учением.

Первыми в Японию пришли два вида искусства:

  • гигаку – пантомимы;
  • бугаку – танцы.

Они исполнялись во время религиозных празднеств, народных гуляний, а позже завоевали отдельную сцену, став своего рода театром. Гигаку просуществовал до 10 столетия, но потом его свергли с театральных подмостков другие, более изощренные виды пантомим. Бугаку же существует до сих пор.

религиозное представление

Театральные таланты передавались из поколения в поколения: часто дети актеров наследовали их профессию, и образовывалась целая династия. Благодаря этому весь мир может познакомиться с шедеврами этого искусства и узнать самобытную японскую душу через призму театра.

Маски но

Но – японский театр масок. Маски не привязаны к какой-то конкретной роли, они служат для передачи эмоций. В сочетании с символическими действиями актеров и музыкой маски создают неповторимую атмосферу театра времен Токугава. Хотя, с первого взгляда, трудно поверить, что маски но действительно служат для передачи эмоций. Чувства печали и радости, гнева и смирения создаются за счет игры света, мельчайших наклонов головы актера, композиций речевого хора и музыкального сопровождения.

театр теней

Интересно, что различные школы используют на одних и тех же представлениях разные кимоно и маски. Существуют маски, которые используют для одних ролей. Сегодня насчитывается около двухсот масок, сохранившихся до наших дней и изготовленных из японского кипариса.

Японские выходные с Аяно. Выпуск № 1 :performing_arts: Театр Кабуки :performing_arts:

Доброго времени суток дорогие åнигиковцы. Сегодня я открываю новую рубрику „Японские Выходные с Аяно”, если она вам понравится, я её продолжу :blush:

~·• :performing_arts: •·~

Представим мы приехали в Японию, но японцы очень занятой народ и отдыхают только в выходные. Наконец-то наступили те самые выходные, и вы со своей семьёй хотите куда-нибудь сходить. И вот вопрос: «А куда же нам пойти?» Но мы же с вами культурные люди поэтому и отдыхать мы должны культурно! Поэтому предлагаю вам театр Кабуки :full_moon_with_face: :ok_hand: но для начала давайте ознакомимся с этим понятием.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Японский театр имеет глубокую традицию символизма. Это прослеживается во всех видах представлений: классическом – Но, кукольном – Бунраку, нетрадиционном – кабуки. Каждый спектакль делится на акты, которые можно смотреть, как отельное представление. Японский театр кабуки отличается стилем постановок, более похожих на европейский фарс. Актеры и сцена аранжируются соответствующим образом. Действие, представляемое на суд публике, как правило, носит преувеличенный, гипертрофированный характер. Режиссер старается привлечь внимание зрителя к какой-то особенности реальной жизни, показывая ее оборотную, не самую красивую сторону.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Сцена кабуки

Японская культура своеобразна и неповторима. Театр кабуки – это не просто интересное представление, а целый мир, строящийся и развивающийся по собственным правилам. Важное место в нем занимает сцена, которая в классическом театре стоит прямо посередине зала. С развитием технологий их усовершенствовали. Теперь сцены во многих театрах вращаются, что делает спектакль еще более интересным, а отдельные действия актеров – внезапными.

Перед зрителями участники спектакля появляются из специального строения – ханамити. В переводе это означает «цветочная тропа». Ханамити представляет собой длинный помост, как правило, расположенный слева от сцены. Иногда его используют для усиления эмоциональной составляющей драмы, к примеру, чтобы передать трагизм отступления одного из персонажей или привлечения публики к какой-то мысли.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Декорации (одогу) тоже участвуют в формировании восприятия публикой сцен, разыгрывающихся перед их глазами. Они всегда создаются гипертрофированно маленького, по сравнению с натуральным, размера. Это стиль данного жанра. Таким способом на первый план выдвигаются актеры. На сцене воздвигается трехступенчатая платформа, которая может быть лавкой купца или ставкой самурая, в зависимости от сценария.

Специфика кабуки прослеживается в особенностях смены декораций. Традиционный театр придерживается строгих правил. Сценарии пишутся таким образом, чтобы каждый акт постановки проходил на одном фоне. В кабуки антураж может поменяться по ходу пьесы. Актеры продолжают играть, а рабочие (куроко), одетые в черное, спешно меняют декорации. Зрители воспринимают их работу, как само собой разумеющееся, как бы участвуя в представлении. Они не ждут, что каждый раз будет задвигаться занавес (агэмаку), считая куроко «невидимыми». Агэмаку разукрашивается в три цвета: красный, зеленый (или белый) и черный, чередующимися полосами.

Зачастую по ходу пьесы из «пола» или с «небес» появляются новые персонажи. Эти эффекты достигаются при помощи использования лифтов, в первом случае, натянутых проволок – во втором. Жанр кабуки требует особого входа актера на сцену. Традиционно для этого используется язык поз – миэ. Определенным положением тела, рук, головы, актер с первых секунд показывает публике характер персонажа.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Внешность актеров как основа постановки!

Важной спецификой жанра является нанесение оригинального грима. Происходит это следующим образом:

~Волосы собираются пучком на затылке шелковой материей.

~Лицо, шею, затылок покрывают белилами. Как правило, для этого использовалась рисовая мука. Но бывали случаи использования цинковых белил, отчего актер мог отравиться до смерти. Такие случаи зафиксированы.

~Губы и брови красятся специальной кисточкой. В редких случаях грим наносится и на глаза, например, чтобы подчеркнуть их кровавый блеск, к примеру. Язык тоже могут загримировать, если по ходу действия от актера требуется его продемонстрировать.

~Белилами покрываются все видимые части тела: руки, запястья, ноги. Далее, одевается парик, потом кимоно, обвязанное поясом оби.

~Следующим элементом грима является кумадори – нанесение специфических, характерных полос на лицо. Они выражают эмоции персонажа-человека либо определяют персонаж, как животное или сверхъестественное существо.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Для мужского грима применяют только кумадори. Здесь важен цвет полос на белом фоне. Так, красные оттенки символизируют такие качества персонажа, как смелость, силу, справедливость, преданность, честность; фиолетово-синие – злобу, ярость, присутствие потусторонних сил или припрятанный страх. Черные линии на лице являются знаком волшебства или божественности. Иногда грим меняется по ходу пьесы. Артист может нанести кумадори незаметно для зрителя во время представления, чтобы подчеркнуть смен.

В классическом кабуки выступают исключительно мужчины.

Артисты, играющие женщин, называются оннагати. Их грим несколько сложнее вышеописанного. Перед тем как на голову оденут парик, кожу в уголках глаз подтягивают, чтобы разгладить морщины. Этот специфический, используемый только в этом жанре, способ называется мэцури.

Актерам-оннагата окрашивают уши, брови, щеки и веки красным, черным, зеленым цветами. Совершенство грима таково, что узнать в них мужчину невозможно. Оннагата выглядят, как женщина с очень ярким, демонстративным макияжем.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Амплуа актеров

Татияку – мудрый, ловкий, мощный, привлекательный главный герой. Вокруг этого персонажа строится весь сценарий. Татияку несколько видов.

• Арагото – боец, наделенный невероятной силой;

• Вагато – любовник, отличающийся особой красотой и утонченностью;

• Дзицугото – честный мужчина, демонстрирующий мудрость и стойкость.

Следующий персонаж катакияку имеет отрицательные характеристики. Он враг татияку, как правило.

• Дзицуаку – злодей, мерзкий и лживый проходимец;

• Кугэаку – наследник богатого рода, сбившийся с пути и совершающий неблаговидные поступки;

• Ироаку – смазливый красавчик, соблазняющий порядочных дам.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Один из основных персонажей любого представления жанра – оннагата. Это женщина, которую играет представитель сильного пола. Дамы в спектакле различаются по характеру и возрасту:

• Мусмэката – прекрасная девица, скромница. Она облачается в кимоно с длинными рукавами.

• Акахимэ – знатная юная красотка. Одета в красное.

• Кэйсэй – куртизанка.

• Сэванёбо – жена купца, покорная и кроткая.

• Онна будо – воительница.

• Акуба по-другому докуфу – хитрая, злобная дама, неотразима для мужчин.

• Касягата – старуха.

• Фукэояма – женщина средних лет.

Еще в кабуки есть такие персонажи, не имеющие отдельных разновидностей: докэката – бездельник, дурачок, смешащий публику; кояку – ребенок, которого играют дети актеров.

~·• :performing_arts: •·~

Кстати, кабуки – это довольно замкнутая профессиональная система. Труппы составляются из наследников мастерства. В Японии принято развивать актерские династии. Дети зачастую принимают участие в постановках своих родителей с раннего возраста, что обеспечивает выявление и развитие талантов, а также освоение непростых традиций жанра.

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

●▬▬▬▬๑۩۩๑▬▬▬▬▬●

Надеюсь, что вы проведёте свои выходные хорошо. Ну а на этом всё, спасибо за уделённое мне время, пока-пока! И не забывайте о рубрике!

Представления но

Театр но чужд реализму и построен, скорее, на воображении зрителей. На сцене, подчас вовсе без декораций, актеры совершают минимум действий. Персонаж делает всего пару шагов, но по его речам, жестам и хоровому сопровождению выясняется, что он проделала долгий путь. Два героя, стоя рядом, могут не замечать друг друга, пока не окажутся лицом к лицу.

Главное для театра но – жесты. Жесты сочетают в себе как те, которые имеют определенное значение, так и те, что используются из-за красоты и не несут никакого смысла. Особый накал страстей в этом театре передает полная тишина и отсутствие движений. Неискушенному зрителю очень сложно понять в подобные момент, что происходит на сцене.

«Игры и упражнения»УПРАЖНЕНИЯ—РАЗМИНКИ методическая разработка по теме

«Зоопарк» (5 мин.)

Каждый из членов группы должен представить себя каким-либо животным, а затем гулять в воображаемом вольере, стараясь подражать повадкам данного зверя.

«Бабушка из Бразилии» (5 мин.)

Все участники встают в круг (лицом в центр кру­га). Ведущий показывает определенные движения:

прыжки, движения руками, ногами, головой, которые сопровождаются фразами «У меня есть бабушка в Бразилии», «У нее вот такая нога», «У нее вот такая рука и голова на бок», «Она прыгает и кричит: «Я са­мая красивая бабушка на свете»» и т.д. Далее все участники повторяют эти движения и слова.

«Пустой стул» (15 мин.)

Участники делятся на первый-второй. Участники под номером «один» садятся в круг, под номером «два» — встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из си­дящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним — задержать.

«Ураган» (10 мин.)

Участники садятся в круг, ведущий выходит в центр круга и предлагает поменяться местами всем, кто об­ладает определенным признаком (белой рубашкой, почищенными утром зубами, черными глазами и т.д.). Причем, если участник обладает названным призна­ком, он обязательно должен поменять свое место или стать ведущим. Ведущий называет толь ко тот признак, которым он на данный момент обладает. Когда участ­ники меняются местами, он должен занять чье-нибудь место. Оставшийся без стула участник становится ве­дущим. Если участник долго не может сесть в круг, он может сказать «Ураган», и тогда все сидящие в кругу должны поменяться местами.

«Молекулы» или «Броуновское дви­жение» (10 мин.)

Все участники собираются тесной кучкой вокруг ведущего, закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в разные стороны, жужжа. Через некото­рое время ведущий подает один сигнал, что означает — «тишина и замри», два сигнала — «выстроиться в круг с закрытыми глазами», и три сигнала — «от­крыть глаза и посмотреть на получившуюся фигуру». Существует и другой вариант игры. Под музыку все участники свободно передвигаются. В любой момент ведущий может дать сигнал: «Соберитесь в группы по 5 человек (по 3, по 7 …)!». Участникам необходи­мо быстро организовать такие группы, встав в круг и взявшись за руки. И так несколько раз, меняя число человек в группах (число атомов в молекуле).

«Олени» (10 мин.)

Участники образуют два круга (внешний и внут­ренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спра­шивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?». Это це­лый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо парт­нера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не зай­мут свое исходное положение.

Внимание! Это упражнение не подходит для раз­розненной, мало знакомой группы, т. к. плохо знако­мым людям может быть неприятен телесный контакт.

«Театр Кабуки» (20 мин.)

Участники делятся на 2 команды. Команды догова­риваются, кого будут изображать: принцессу, драко­на или самурая.

Ведущий показывает командам характерные дви­жения для принцессы,дракона, самурая.

Принцесса: кокетливо делает реверанс; дракон: с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саблей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообщает:

«Принцесса очаровывает самурая. Самурай убива­ет дракона. Дракон съедает принцессу». Затем команды выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движени­ем показывают роль, которую выбрали.

По одному очку получает команда, чья роль оказы­вается наиболее выгодной.

Например: Принцесса и самурай (1 очко получает принцесса, потому, что она его очаровывает). Самурай и Дракон (1 очко получает самурай, пото­му, что он его убивает).

Дракон и Принцесса (1 очко получает дракон, по­тому, что он съедает принцессу). Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Саму­рай и Самурай (никто не получает очка).

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

«Ужасно-прекрасный рисунок» (15 мин.)

Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе да­ется по листу бумаги и по одному фломастеру. Пред­лагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и тот дела­ет из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следу­ющий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину.

Обсуждение.

Театр кёгэн

Театр японский кёгэн появился практически одновременно с театром но, однако сильно от него отличается своей тематикой и стилем. Но – театр драмы, переживаний и страстей. Кёгэн – фарс, комедия, наполненная незамысловатыми шутками, скабрезностями и пустой суетой. Кёгэн доступен для понимания всем, смысл пьесы и действия актеров не надо расшифровывать. Традиционно постановки кёгэн служат интермедией в театральных спектаклях но.

мужской японский театр

В репертуар театр кёгэн входят пьесы XV—XVI веков. Это примерно двести шестьдесят произведений, авторы которых в большинстве своем неизвестны. До самого конца XVI века пьесы передавались из уст в уста от учителя к ученику и не были записаны на бумаге. Только к концу XVII века стали появляться письменные носители.

В кёгэн существует четкая классификация пьес:

  • о богах;
  • о феодалах;
  • о женщинах;
  • о злых духах и т. п.

Существуют постановки, в которых освещены мелкие семейные неурядицы. В них обыгрываются непостоянство мужчин и коварство женщин. Наибольшая часть пьес посвящена слуге по имени Таро.

Персонажами кёгэн являются простые люди, в жизни которых не происходит ничего особенно значительного. В начале пьесы зрителям представляются все персонажи. Актеры театра делятся на группы: главные – ситэ, второстепенные – адо, третьестепенные – коадо, четвертые по значению – чурэ и пятые по значению – томо. Самыми крупными школами актерского мастерства кёгэн являются Идзуми и Окура. Несмотря на то что но и кёгэн являются родственными, актеры для этих театров готовятся отдельно.

Жанр японского театра кёгэн предусматривает три типа костюмов:

  • господина;
  • слуги;
  • женщины.

Все костюмы изготавливаются по моде XVI и начала XVII века. Иногда в театральных представлениях могут быть использованы маски. Но это не маски но, выражающие эмоции, — это маски, определяющие роль персонажа: старуха, старик, женщина, демон, бог, животные и насекомые.

После завершения Второй мировой войны произошло обновление театра кёгэн, и пьесы стали исполняться самостоятельно, а не только в рамках представлений театра но.

Копилка вожатого

ИГРЫ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Скульптура чувств

Инвентарь: Заранее приготовленные карточки с названием эмоций и чувств.

Описание игры: Отряд делится на малые группы по 3-5 человек. Каждой команде по жребию на закрытых карточках достается название той или иной эмоции или чувства (грусть, гнев, удивление, презрение и т. д.). Задача групп представить свою эмоцию в многофигурной скульптуре. После подготовки скульптура показывается всей подгруппой, остальные группы пытаются назвать изображенное чувство. Можно вести счет.

Рекомендации: Можно разделить игру на несколько этапов по уровню сложности эмоций.

Театр кабуки

Описание: Театр кабуки — традиционный японский театр. Все участники делятся на две команды и выстраиваются в две линии параллельно друг другу. Команда договаривается, кого они будут показывать из персонажей театра. По сигналу вожатого (на счет 3) команды одновременно показывают этого персонажа.

В раунде побеждает та команда, которая показала выигрышного персонажа (по принципу «камень-ножницы-бумага»).

Персонажи театра:

• Дракон (руками показывается раскрывающаяся пасть, рычание).

• Самурай (имитирует взмах меча и кричит, как самурай).

• Принцесса (держится за юбочку и произносит «а-ля-ля- ля-ля-ля»).

Выигрышные комбинации:

• Дракон убивает принцессу.

• Принцесса очаровывает самурая.

• Самурай убивает дракона.

Совет: Игра продолжается до 3-5 очков.

Портрет

Инвентарь: лист форматом А4, фломастер, цветной карандаш или ручка для каждого участника.

Описание игры: Участники садятся в два круга (внешний и внутренний), у каждого по листу бумаги и фломастеру. По сигналу вожатого участники в течение 30 секунд рисуют друг друга в парах. По истечении времени они обмениваются портретами, внутренний круг пересаживается по часовой стрелке, и уже следующие участники продолжают рисунок предыдущего художника. Переход должен осуществляться одновременно и по сигналу вожатого. Когда круг сделает полный оборот, получается портрет каждого участника, нарисованный половиной отряда.

Рекомендации: Чтобы создать интригу и вызвать больше эмоций у ребят при виде своего законченного портрета, надо чтобы участники передавали портреты не друг другу, а соседу слева (внутреннему кругу) и соседу справа (внешнему) при условии, что внешний круг движется по часовой стрелке (т.е. пересаживаясь, движется в левую сторону, а портрет отдает соседу справа).

Ворота из глаз

Описание игры: Отряд становится в круг. Из участников выбирается один водящий, который выходит за дверь или отворачивается. Остальные берутся за руки и выбирают, чьи сцепленные руки будут воротами (одна пара рук). Водящий возвращается и заходит в круг. Его задача найти ворота по глазам, перемещаясь по кругу и вглядываясь в них. Взгляд участников должен говорить водящему, где находятся ворота, т.е. те, кто не является воротами, должны своим взглядом (и только взглядом) показывать, что они не ворота, а ворота, наоборот, пытаются взглядом показать, что именно они и есть ворота. Водящему необходимо выйти из круга через ворота, поэтому, выбрав сцепку рук, он подходит к ней плотнее и, если руки поднимутся вверх, он сделал правильный выбор и может выйти из круга, однако если руки не поднялись то у водящего есть еще две попытки.

Рекомендации: Объясните ребятам, что указывать глазами на ворота нельзя, нужно использовать силу взгляда и его выражения. После игры необходимо провести рефлексию, особое внимание уделив участникам, которые искали ворота.

Тайный друг

Инвентарь: Листочки и ручки для каждого участника.

Описание игры: Многодневная игра. Ведущий собирает в одну коробку имена девушек, в другую — юношей. Предлагает всем поучиться быть тайными друзьями, приходить на помощь в трудную минуту, делать сюрпризы и подарки, оставаясь незамеченными. После этого предлагает юношам вытянуть имена девушек, а девушкам — имена юношей. Игра проходит в течение 3-4 дней. В конце последнего дня игры на вечернем отрядном огоньке тайные друзья разоблачаются.

Рекомендации: Важно, чтобы никто не остался без внимания, поэтому стоит периодически напоминать ребятам об игре и важности внимания друг к другу независимо от того, кто им выпал по жребию. Также можно придумать сюрпризы, которые вожатый будет рассылать от имени тайных друзей, если кто-то все-таки остался без внимания. Можно заранее подготовить бумажки с именами и оформить их.

Сплетни

Описание игры: Вся группа выходит за дверь, в комнате остается один вожатый. По очереди ребята заходят в комнату. Первому участнику вожатый рассказывает подробную историю (нужно написать ее заранее и читать с листа).

Второму участнику первый пересказывает эту историю. Второй пересказывает третьему и т.д. Когда последний участник окажется в комнате и перескажет историю в том виде, в каком получилось, вожатый зачитывает первоначальную историю.

Рекомендации: После упражнения нужно обсудить, как рождаются сплетни, как искажается информация и почему она не всегда бывает правдивой. Игру можно провести при возникновении или для профилактики конфликтов на почве сплетен.

Найди меня

Описание: Участники делятся на пары с наименее знакомыми. Каждая пара придумывает себе словосочетание или двойное имя (например, Баба Яга). Одна часть имени достается одному игроку, вторая другому. Все участники закрывают глаза, а вожатые распределяют их по пространству как можно дальше друг от друга. Задача пар найти друг друга вслепую, используя лишь позывные в виде частей придуманного имени: «Баба Яга!»).

Комментарий: Чтобы усложнить игру, можно заранее составить список словосочетаний, одна из частей которых повторяется.

Например:

• Мазай — Дед;

• Дед —Мороз;

• Мороз — Заяц;

• Заяц — Волк.

Важно, чтобы участники нашли именно свою пару, несмотря на присутствие других участников с такими именами.

Арам-шим-шим

Описание игры: В центре круга стоит водящий с закрытыми глазами и вытянутым указательным пальцем. Остальные начинают водить вокруг него хоровод (водящий крутится в обратную сторону), громко говоря: «Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Зульфия, укажи-ка на меня!» Круг и водящий по окончании слов сразу останавливаются. Тот, на кого указывает рука водящего, выходит в центр круга. Обязательно лицо противоположного пола. (Если вдруг рука остановилась на человеке того же пола, то нужно смотреть по часовой стрелке до первого подходящего). Водящий и выбранный становятся спиной вплотную друг к другу. Круг начинает считать: «И — раз, и — два, и — три!» При счете «три» оба резко поворачивают голову в сторону. Если в результате лица пары обращены в одну сторону, то они целуются, а если лица обращены в разные стороны, то пара обменивается рукопожатиями. Водящий встает в хоровод, выбранный становится водящим, игра начинается сначала.

Рекомендации: Лучше ограничиться поцелуем в щечку.

Игры на взаимодействие для младших отрядов

Рисунок в две руки

Инвентарь: Бумага форматом А4, фломастеры или цветные карандаши.

Описание: Участники делятся на пары (желательно с теми, кто меньше всего друг друга знает). По команде вожатого пара молча рисует свой совместный рисунок. Затем каждая пара, не договариваясь перед этим, выходит на сцену и презентует свой рисунок.

Рекомендации: После игры можно обсудить, как негласно договаривались участники, что рисовать, кто доминировал.

Сказка

Инвентарь: Мяч.

Описание игры: Ведущий или кто-либо из игроков, держащий в руках мяч, начинает рассказывать какую-либо сказку или историю. Сказав несколько фраз, он неожиданно (можно в середине фразы) бросает мяч кому-либо из участников игры. Поймавший мяч должен сразу же продолжить сказку или историю и через несколько фраз также передать эстафету кому- либо из участников. Игра заканчивается тогда, когда сказка или история придет к своему логическому завершению.

Рекомендации: Для самых маленьких отрядов можно упростить задачу, передавая мяч по кругу.

Тише — громче

Описание игры: Ребята сидят в кругу, а водящий выходит за круг и отходит подальше, повернувшись к нему спиной. Кто-нибудь из круга прячет какой-нибудь предмет. Задача водящего — найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-либо песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого предмета. Когда предмет найден, водящий меняется. По принципу игры «Холодно — горячо».

Комментарий: Вожатому лучше заранее подготовить список песен, которые знают все, иначе возникнет заминка.

Телеграмма

Инвентарь: Листы бумаги, ручки.

Описание игры: Участники делятся на несколько небольших команд.

Ведущий предлагает командам расшифровать любое не очень сложное слово так, чтобы каждая буква выбранного слова являлась начальной буквой вспомогательного слова.

Подбирая вспомогательные слова, команды стараются составить из них осмысленное предложение, похожее на короткое телеграфное сообщение — телеграмму.

Например, команда загадала слово «внучка». Зашифровала его телеграммой: «Выезжаю Новороссийск Утренним Чайник Купила Маша».

Превратить в веселые телеграммы такие слова, как: ЗАСТАВА, КУБАНКА, ФЛАГИ и др.

Рекомендации: Если команды легко справляются с задачей, можно усложнить ее, задавая сразу 2-3 слова, из которых нужно придумать длинную телеграмму — целую историю.

Страницы: 3

Кабуки – театр храмовой танцовщицы

Представления кабуки изначально были рассчитаны на всех желающих. Театр кабуки появился в начале эпохи Токугава и связан с именем храмовой танцовщицы и дочери кузнеца Идзумо-но Окуни.

Девушка в XVII веке переехала в Киото, где начала исполнять ритуальные танцы на берегах реки и в центре столицы. Постепенно в репертуар стали входить романтические и эротические танцы, а к представлению присоединились музыканты. Со временем популярность ее выступления возросла. Окуни быстро удалось совместить в выступлениях танцы, баллады, стихотворения в единое целое, создав японский театр кабуки. Дословно название театра переводится как «искусство пения и танца». На этот момент в представлениях участвовали лишь девушки.

Популярность театра росла, часто высокопоставленные жители столицы стали влюбляться в прекрасных танцовщиц труппы. Правительству подобное положение дел не нравилось, тем более что за любовь актрис начали устраивать поединки. Это, а также излишне откровенные танцы и сцены привели к тому, что вскоре был издан указ о запрете на участие женщин в представлениях. Так, онна кабуки, женский театр, прекратил свое существование. И на подмостках остался мужской японский театр – вакасю кабуки. Этот запрет относился ко всем театральным представлениям.

В середине XIX века официально указ был отменен. Однако традиция исполнения всех ролей в представлениях мужчинами сохранилась и по сей день. Таким образом, канонический японский театр – мужской японский театр.

Особенности театральных постановок

Все пьесы Кабуки достаточно продолжительны во времени. Они могут длиться больше 3-х часов, и некоторые постановки приходится адаптировать для иностранных зрителей, сокращая сцены и эпизоды. Сегодня в мире есть три вида театральных пьес данного жанра:

  • Дзидай-моно. Такие пьесы выглядят, как исторические постановки, повествующие о легендах периода Сэнгоку;
  • Сева-моно. Являются бытовыми представлениями, которые основываются на историях, возникших после периода Сэнгоку;
  • Сесагото. Танцевальные постановки, отлично отражающие все тонкости национального японского танца.

Стандартная пьеса занимает 5 актов. В большинстве постановок в качестве аккомпанемента используются лирические песни Нагауто.

Уникальность японского театра заключена в его продуманном символизме. Невероятное сочетание музыкальных и танцевальных номеров соединяется с драматическими выступлениями актеров. А сложный грим и технические эффекты дают невероятный результат. Этот театр пережил непростые времена, но сохранил свою самобытность и популярность. Кабуки — это подлинное японское искусство с длинной историей. Даже неискушенный театральными постановками зритель отмечает, как действо, происходящее на сцене, захватывает с самых первых минут.

Японский театр Кабуки имеет такую специфику, которая не присуща ни одному другому театру мира. Кабуки — это и жанр, и особенное устройство самого театра, и строго регламентированные действия на сцене, которые позволяют отразить многообразие чувств и эмоций, вложенных в сценарий.

Суть театральных представлений кабуки

Театр кабуки воплощает ценности эпохи Токугава, именно они ложатся в основу сюжетов. Это, например, закон справедливости, в котором воплощается буддистская идея о вознаграждении страдавшего человека и непременном наказании злодея. Также буддистская идея мимолетности земного, когда высокородные семьи или могущественные лидеры терпят крах. В основе конфликта часто может лежать столкновение таких принципов конфуцианства, как обязанности, долг, почтительность к родителям, и личных устремлений.

Грим и костюмы максимально соответствуют ролям, исполняемым актерами. Чаще всего костюмы соответствуют моде времен Токугава, изящны и максимально стилизованы. Маски в спектаклях не используют, их заменяет сложнейший грим, отражающий содержание роли. Также в представлениях используют парики, которые классифицируются по социальному положению, возрасту и роду занятий персонажей.

Театр бунраку

Бунраку – японский театр кукол. Иногда его еще ошибочно называют дзёрури. Дзёрури – название театрального спектакля бунраку и одновременно имя одной из кукол, несчастной принцессы. Именно с баллад об этой героине начался театр. Изначально он не был кукольным, а песни распевали бродячие монахи. Постепенно к представлению присоединились музыканты, зрителям стали показывать картинки, на которых изображались герои. А позднее эти картинки превратились в куклы.

Наиважнейшим в театре является гидайю – чтец, от мастерства которого зависит успех всего представления. Чтец не только исполняет монологи и диалоги, его задача и в том, чтобы издавать необходимые звуки, шумы, скрипы.

К середине XVII века сложились основные каноны музыкального исполнения и декламации в бунраку, но сами куклы еще долго продолжали изменяться. Со временем возникла техника управления одной куклой тремя людьми. Театр Японии бунраку имеет древнюю традицию изготовления кукол. У них нет тела, его заменяет деревянная прямоугольная рама, переплетенная нитями для управления головой, руками и ногами. Причем ноги могут быть только у мужчин-кукол и то не всегда. На раму надевается множество слоев одежды, что придает объемность и схожесть с человеческой фигурой. Голова, руки и, если необходимо, ноги являются съемными и надеваются на раму в случае необходимости. Руки и ноги крайне подвижны и изготовлены так, что кукла может пошевелить даже пальцем.

японский театр кабуки

Техника управления куклой осталась прежней, хотя и усовершенствованной, — три актера нужны для манипулирования одной куклой, высота которой составляет две трети роста человека. Актеры не скрываются от публики, а находятся тут же на сцене, они облачены в черные маски и халаты. Черный цвет имеют также кулисы, задник сцены, занавес и площадка для музыкантов. На таком фоне ярко выделяются декорации и куклы в цветастых нарядах и с раскрашенными в белый цвет руками и лицами.

Основной тематикой театра бунраку является изображение столкновений чувств и долга, «гири» и «ниндзе». В центре повествования находится человек, наделенный чувствами, устремлениями, желанием наслаждаться жизнью. Однако ему мешает общественное мнение, долг, социальные и моральные нормы. Ему приходится делать то, чего он не желает. В итоге конфликт между долгом и личным устремлением приводит к трагедии.

Игры подвижные в помещениии

1. ТЕАТР КАБУКИ.

Участники игры делятся на 2 команды. Ведущий объясняет правила игры: В театре Кабуки есть 3 персонажа:

  • ДРАКОН — он угрожающе вскидывает руки вверх, как будто хочет напасть на вас и рычит: «р-р-р»
  • ПРИНЦЕССА — она поворачивается из стороны в сторону держась за юбочку и говорит: «у-тю-тю»
  • САМУРАЙ — он как каратист вскидывает ногу вперед и вскрикивает: «й-а-а-а»

Самурай побеждает дракона, дракон побеждает принцессу, принцесса по-беждает самурая.

Команды, договорившись, по команде ведущего показывают одного из персонажей. Игра идёт либо на очки, либо выигравшая команда дого-няет противника и перетягивает на свою сторону пойманных игроков.

2. СИНЯЯ КОРОВА.

Участники разбиваются на 2 команды и каждая команда загадывает слово. Затем участники одной из команд выбирают игрока соперников и говорят ему загаданное слово. Этот игрок должен объяснить своей ко-манде без слов, цифр, букв загаданное слово. Если команда смогла отга-дать слово, то она получает очко. Затем наступает очередь другой коман-ды.

3. ИМПУЛЬС.

Для игры понадобится небольшой мячик или небольшая мягкая иг-рушка. Участники делятся на 2 команды и становятся в 2 шеренги лицом друг к другу, держась за руки. В одном конце стоит стул с игрушкой или мячиком, в другом — ведущий держит за руки двух последних игроков. Незаметно он сжимает руки обоим игрокам одновременно (посылает им-пульс), задача участников — как можно быстрее передать импульс своей команде, последние игроки с другого конца должны успеть схватить иг-рушку. Побеждает та команда, у которой окажется игрушка.

4. ФРУКТОВЫЙ САЛАТ.

Участники сидят в кругу на стульях. Необходимо рассчитаться на яблоки, бананы, апельсины и др. фрукты. Ведущий стоит в кругу. По ко-манде «яблоки» или апельсины, названные фрукты меняются местами, задача ведущего — занять свободный стул. По команде «Фруктовый салат» — все участники меняются местами.

5. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ.

Участники разбиваются на тройки. Двое берутся за руки и становятся лицом друг к другу. Они — дом. Третий участник встаёт между ними. Он — человек. По команде ведущего «дом» все дома не расцепляя рук, бегут себе искать другого человека, ведущий в это время старается занять место одного человека в одном из «домов». Тот, кто остался один становится ведущим. По команде «человек», все игроки — люди меняются «домами». По команде «землетрясение» все игроки меняются местами, то есть ищут новых партнёров по игре.

6. ЖИЗНЬ ПИРАТА.

Все участники становятся в круг. Ведущий говорит названия фигур и объясняет, как их показывать:

  • «КАПИТАН» — выполняется одним игроком, рука подносится ко лбу
  • «СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ» — 2 человека берутся за руки
  • «БОЧКА» — 3 игрока обхватывают друг друга за плечи
  • «ШЛЮПКА» — 4 игрока становятся друг за другом, руками имитируя движения вёсел

Участники начинают хаотично двигаться. По команде ведущего они должны объединиться и изобразить названную фигуру. Участники, ос-тавшиеся вне фигуры, попадают в плен к пиратам, то есть выходят из игры и поют песню: «Жизнь пирата, жизнь пирата — это для меня!»

7. СЛОНЫ, БУЙВОЛЫ, ЖЕЛЕ.

Участники становятся в круг. Ведущий задаёт фигуры для 3-х человек, стоящих рядом.

  • «СЛОН» — человек в центре изображает хобот, люди справа и слева — уши
  • «БУЙВОЛ» — стоящий в середине приставляет к голове пальцы — рожки, наклоняет голову вперёд, люди по бокам бьют копытами, ближними к — стоящие по краям берутся за руки, изображая тарелку; стоящий в центре приседает, подняв руки вверх, изображая дрожащее на тарелке желе.
  • «ПАЛЬМА» — человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же самое.

8. РАЗ, ДВА, ТРИ.

Все участники стоят в кругу, ведущий считает до 3-х. На счёт 1 — все выставляют указательный палец левой руки, на счёт 2 — правой ладонью накрывают указательный палец соседа справа, на счет 3 — каждый старается схватить палец соседа и успеть убрать свой.

9. СПАГЕТТИ, КЕТЧУП, КОК — КОЛА.

Все участники становятся в круг, поворачиваются направо, держат руку за талию. Со словами «Чили, чили, кан, чили-чили-кан, спагетти, кетчуп, кока-кола» обходят один круг. Затем необходимо обхватить талию следующего за соседом игрока и обойти ещё один круг, потом третьего и т.д.

Видео…

10. БИРКИ

«Бирки» — это командная игра, необходимо четное количество человек. Интересно играть , когда в каждой команде от 3-х и более человек, поэтому , возможно, эта игра будет интересна для вожатых и воспитателей детских летних лагерей.

Правила игры:

Делаются бирки(небольшие листы белой бумаги), на которых написаны цифры 100.200, 300, 400, 500, 600 и т.д. в зависимости от числа участников, т.е. если играет 8 человек, то в каждой команде по 4 участника и цифры на бирках от 100 до 400. Есть бирки с красными цифрами – это будет команда «красных»- и аналогичные синие бирки(на них цифры пишутся синим цветом)-это команда «синих». На одной бирке — одна цифра.

Каждая бирка сворачивается так , чтобы не было видно цифры. Путем лотереи, бирки разыгрываются между игроками, получается 2 команды. Внутри команды можно меняться бирками, т.к. бывает так, что большие бирки (300. 400, 500 и т.д) попадаются ребятам , которые плохо бегают.

Суть игры: выловить команду противника, причем, самые безвольные бирки, но от которых может зависеть исход игры, -это 100, 200. Чаще всего, это младшие ребята, которые где-нибудь прячутся , чтоб их не нашли из команды противника.

Задача для играющих: «запятнать» противника. Дело в том, что каждая бирка может «пятнать» только тех из команды противника, кто имеет меньшую бирку. Например, бирка 300 синих «пятнает» только бирки 100, 200 красных, если бирка 300 запятнала бирку 100, то она забирает бирку 100 и становится уже по сумме 400, а значит — может «пятнать» более крупную бирку противника, например ту же бирку 300 из команды противника. Игра заканчивается , когда выловили команду противника.

Если встречаются участники у которых сумма бирок совпадает, например, 500 синие и 500 красные(если даже это 400 красные + 100 синие), то игроки расходятся в разные стороны.

Театральные тени

Театр теней уходит своими корнями в глубокую древность. Местом его возникновения считается Азия, а наибольшего расцвета он достиг в Китае. Именно оттуда пришел японский театр теней.

Изначально в представлениях использовались фигурки, вырезанные из бумаги или кожи. Сценой служила деревянная рама, обтянутая белым сукном, за которой скрывались актеры, управляющие фигурками и поющие. С помощью направленного света на экране отражались персонажи-фигурки.

Театр теней в разных районах имел свои виды фигурок и репертуар исполняемых песен.

Театр теней

Изначально театр теней появился среди древнекитайских и индийских жителей еще 17 веков назад. Позже, с набегами Чингисхана, он вошел в жизнь других азиатских стран. В Японии искусство теней появилось приблизительно в 16-17 столетии, когда театрализованные представления набирали обороты.

В театре теней ставили небольшие пьесы, которые отражали привычную жизнь героев, их переживания и вечные ценности. В каждом районе страны тематика была своей.

представление за ширмой

Для представлений использовалась специальная конструкция: из балок сооружалась рамка, которую потом обтягивали светлым полотном – это была сцена. Фигуры, ставшие куклами, были довольно примитивными – бумажными, кожаными, тряпичными.

За сценой прятались актеры, которые управляли куклами-марионетками с помощью специальных веревок или тонких палок из бамбука. На героев направлялся свет, и они отбрасывали тени на белое полотно-сцену. Отсюда, как вы уже догадались, и название театра. Куклы (а точнее, актеры, которые ими управляли) плясали и пели.

Театр теней — один из самых любимых во многих восточных странах:

  • китайцы воссоздают события истории;
  • индийцы ставят сцены из священного эпоса «Махабхарата»;
  • турки любят насладиться комедией и фарсом.

Театр теней

Японцы же в основу представлений ставят мифы, легенды, фольклор, а вместе с куклами играют живые актеры, облаченные в черную одежду – такой подход делает японский театр теней самым динамичным и реалистичным.

В этом году японский театр теней впервые выступил в России. Это произошло в Ульяновске на празднике «Японская весна на Волге».

Театр ёсэ

Ёсэ – традиционный японский комический театр. Зародился он в XVII веке, и первые представления устраивались под открытым небом. Но с популярностью театра стали появляться специальные дома для подобных представлений – ёсэба.

Пьесы театра относятся к жанру ракуго – сатирические или комические рассказы, неизменно с неожиданным финалом, наполненные каламбурами и остротами. Развивались эти рассказы из анекдотов, создаваемых ракугока – профессиональными сказителями.

Одетый в кимоно исполнитель усаживается посреди сцены на подушку, в руках у него обычно полотенце и веер. Героями повествования становились люди разных сословий, тематика рассказов ничем не ограничивалась. Неизменным было лишь то, что истории были смешными, связанными с политическими, бытовыми, злободневными и историческими ситуациями.

Большая часть рассказов была создана в период Эдо и Мэйдзи, поэтому современному зрителю мало знакомы и чужды описываемые традиции, быт и проблемы. В связи с этим многие актеры ракуго пишут сатирические повести на злободневные темы сами.

Еще одним жанром ёсэ считается мандзай. Это комический диалог, корни его уходят в традиционные новогодние представления, которые сопровождались песнями, танцами и разыгрыванием комедийных сценок. Постепенно в мандзай вошли элементы фарса, мюзиклов и других жанров, что сделало его еще популярнее и позволило попасть на телевидение.

традиционный японский театр

Театр ёсэ представлен и жанрами нанивабуси (разновидность баллады) и кодан (художественное чтение). Кодан представляет собой рассказ, в основу которого легло выступление странствующих артистов. Изначальная тематика рассказов (сражения прошлых времен) расширялась, и в нее вошли семейные конфликты, судебные дела легендарных судий, политические события, необычные случаи в жизни простых горожан. Однако не все темы поощрялись властями. Часто выступления даже запрещались.

История театра Но

Актер и драматург Канъами Киёцугу (1333-1384) и его сын Дзэами (1363-1443) считаются изобретателями но. Новый вид искусства, однако, не был создан с нуля. Перед тем, как но набрал популярность, существовали несколько других форм развлечения, которые были популярны на тот время, и из которых частично позаимствовало ряд элементов новое течение.

Японский театр Но

Среди ранних форм театра можно выделить пьесы саругаку, в которых сочетались танец, музыка и пантомима. Это была довольно легкая форма развлечения, которая, возможно, возникла в Китае. Именно саругаку стала основой, на которой Канъами с Дзэами и создали свою новинку — но.

Еще одним традиционным жанром, из которого родился но, стал денгкаку, универсальный жанр развлечений, который произошел от песен, исполняемых во время посадки риса, а также от древних обрядов плодородия и одержимости духом. Денгкаку постепенно превратился в популярный жанр, в котором смешались музыка, пение, танцы и пантомима.

Театр Но появился в Японии в 14-м веке и быстро стал популярным среди самураев и аристократии сёгуната Токугава. Изначально но был ориентирован на высшее сословие, и фактически недоступен для обычного незнатного населения. Сегодня эти представления стали гораздо более доступными, и их может посетить кто-угодно. Тем не менее, случайный зритель вряд ли поймет происходящее на сцене, поскольку каждая сцена но наполнена глубоким смыслом и скрытым подтекстом.

Японский театр Но

Когда резиденция сегуна была перенесена в Киото, актер и драматург Канъами Киёцугу, который считается создателем но, основал там свою школу, назвав ее своим сценическим псевдонимом — Канзё. После этого он начал совершенствовать постановки саругаку и денгкаку. Вскоре поклонником театра но стал Асикага Есимицу, третий сегун периода, после чего новое течение стало очень популярным среди самураев, многие из которых впоследствии становились покровителями театра но.

Японский театр Но

Дзэами, сыну Канъами, было всего 12 лет, когда он впервые выступил с представлением для сёгуна. Сегун взял Дзэами под свое покровительство и вскоре они стали близкими друзьями. Таким образом Дзэами буквально с нуля поднялся на самый высокий уровень социальной иерархии в Японии. Без всякого сомнения, Дзэами является самым выдающимся человеком в всей истории театра но. Прежде всего, он считался ведущим актером своего времени. Кроме того, он был очень продуктивным драматургом, а также хореографом, музыкантом и режиссером. Дзэами также сформулировал сложную теорию театра но в своих трактатах, о которых речь пойдет далее. После смерти сёгуна Асикага Есимицу, популярность Дзэами при дворе начала постепенно снижаться. В старости его сослали на отдаленный остров, где он, как полагают, и умер.

Новые школы но, развиваясь, сначала культивировали но в его классической форме, разработанной Дзэами. Позже но был объединен с фарсом киоген, а новый жанр назвали ногаку. Замечательные сценаристы обогатили репертуар но, а покровительство самураев высшего класса оказывали покровительство театру.

Японский театр Но

В период Эдо (1608-1868) театр «но» по-прежнему представлял из себя искусство, которое предназначалось в основном для класса самураев, хотя постепенно все больше простолюдинов становились его почитателями. Постепенно но стал известен вне пределов круга благородных самураев, поскольку выступления в этом жанре начали проводиться в храмах. Старый феодальный мир рухнул в начале периода Мэйдзи (1868-1912) и «но» потерял при этом своих первоначальных покровителей. Из-за засилья новомодных западных форм развлечения, но просто перестали интересоваться. Тем не менее, благодаря поддержке императорской семьи, данный жанр не полностью умер.

Продолжение традиции было обеспечено в 1881 году, когда было основано «Общество но», благодаря которому театр стал вновь популярным, особенно среди образованных зрителей, как в Японии, так и на Западе.

Актеры и их роли в японском театре Но

Традиционно все актеры в но были мужчинами (буквально недавно появились несколько актрис но). В основном, актеры делятся на следующие категории: — Shite или главный герой, который часто появляется в маске; — Waki или вспомогательный персонаж, который всегда играет без маски; — Shite-zure или актеры, которые отыгрывают роли товарищей Shite; — Waki-zure — актеры, которые играют компаньонов Waki; — Kokata или второстепенные роли, которые обычно исполняют актеры-мальчики. Эта система не означает, что актер специализируется на одной из перечисленных выше категорий. На самом деле, актер может появиться в любой из указанных ролей (за исключением kokata). Кроме того, он также может петь в хоре, который является неотъемлемой частью постановки но.

Японский театр Но

Типы игр

Всего существует 240 пьес но. Они классифицируются в соответствии с их Shite, или главными героями, на следующие категории:

Божественные постановки (Waki Noh)

Эти пьесы рассказывают истории о различных богах. Актер Shite, как правило, носит маску и раскрывает свою личность лишь в конце пьесы.

Воинские постановки (Shura Mono ) Актер Shite играет роль самурая или другого воина, душа которого, после его смерти, не может найти дороги на небеса. Только после молитвы его последователей, его кармические деяния прощаются, и душа обретает покой.

Постановки в париках (Katsura Mono) В этих лирических постановках актер Shite играет в основном роль женщины.

Различные постановки (Zatsu Mono ) Эта группа включает в себя различные пьесы, которые не вписываются в другие категории, такие как отображение призраков или безумных людей.

Закрытые Пьесы (Kiri No) Актер Shite, как правило, исполняет роль демона в этих энергичных постановках.

Японский театр Но

В структуре пьесы театра но обычно используется определенный эстетической принцип, называемый Жо-ха-кю. Он ведет свои корни к старой придворной музыке, произошедшей из Индии. Жо относится к началу или вступлению, и его темп медленный. Ха относится к средней части пьесы, в которой представлена основная драматическая ситуация. В кю, или заключительной части, темп действия и музыки оживляется, а драма достигает своего апогея.

Во вступительной части пьесы актеры, исполняющие роли Waki и Shite (часто в гриме) появляются по очереди и торжественно представляют себя. Таким образом, становится понятным содержание драмы ясно. В средней части темп танцев становится быстрее и драма часто достигает кульминации в виде стилизованного танца (mai), в котором Shite вспоминает прошлое. В финале Shite возвращается на сцену, а драматическое действо достигает величественной кульминации.

Структура полного представления но, которое длилось в течение целого дня, тоже следовала принципу Жо-ха-кю. Открытие пьесы часто относится к категории «божественной постановки». В средней части такие дневные пьесы представляют из себя «воинские постановки» или «постановки в париках». А последняя часть пьесы чаще всего представляют из себя «закрытую постановку».

Японский театр Но

Содержание пьес театра но

Хотя существуют более поздние пьесы но, большинство из них написаны в самурайский период, и имеют соответственную тематику. Основной конфликт создается между двумя противоположными идеологиями того периода, то есть между пацифистским дзен-буддизмом и строгим кодексом этики профессиональных воинов-самураев.

Очень часто в пьесах но ведутся размышления о кармических вопросов, основывающиеся на буддийском мировоззрении, например, о том, как человек должен платить за свои плохие поступки, когда он станет духом между этим и потусторонним миром.

Постановки но могут быть основаны на коротких эпизодах из классической литературы, таких как «Гэндзи Моногатари». Также многие из тем были взяты из великих эпопей феодального периода.

Японские пьесы полны ссылок на классическую поэзию, буддийские сценарии, смешные случаи из истории и даже китайскую поэзию. Одной из характерных черт постановок в театре но является то, что в их текстах видно резкое различие между поэзией и прозой.

Чтобы понять тексты но во всей их глубине, в феодальной Японии необходимо было высшее образование. Поскольку пьесы были предназначены для самурайской элиты и придворных кругов, вежливая речь и правила этикета были также отражены в языке. К примеру, в постановках но для простого вопроса «как вас зовут?» требовалось семь слов в соответствии с правилами вежливости. Поэтому вовсе не удивительно, что только немногие члены современной аудитории полностью могут понять тексты но и их сложный язык. Именно поэтому большинство зрителей сегодня берут с собой на представления специальные буклеты, в котором объясняется символика и литературные аллюзии.

Музыка и хор

Музыка в театре но ведет свои истоки из старинных японских музыкальных традиций. Музыка в но не «сопровождает» саму постановку, как это часто бывает в западных формах музыкального театра. В но музыка имеет предназначена для индивидуального, независимого от самой пьесы, восприятия зрителями, и на самом довольно редко (в основном только в кульминационных моментах) в точности совпадает с действием на сцене.

Японский театр Но

Обычно постановки но сопровождает небольшой оркестр и хор, которые называются общим понятием hayashi kata. Музыканты сидят в задней части сцены, лицом к аудитории, в то время как хор сидит справа от аудитории, лицом к сцене.

К основным инструментам для музыкального сопровождения пьес но относятся флейта и три вида барабанов, количество которых может варьироваться в соответствии с требованиями пьесы. С помощью флейты создают длительные мелодичные проигрыши, а барабанный бой подчеркивает кульминационные моменты драмы. Барабанщики также используют свои голоса. Они кричат и завывают во время промежутков между ударами. Эти вопли, называемые kakegoe, играют важную роль в подчеркивании драматического действия.

Стоит отметить, что в но поет не только хор, но и сами актеры. Зачастую в постановках актер поет начало фразы, которую затем завершает хор. В песнях но, которые изначально произошли от древнего буддийского пения, голос певцов очень низкий, независимо от того, является персонаж мужчиной или женщиной. На первый взгляд, вокальная техника может показаться монотонной. На самом деле, в но используется пять различных оттенков голоса: сильный, нежный, динамичный, тоскливый и грустный.

Японский театр Но

Актерское мастерство в японском театре но очень своеобразно. Техника исполнения в театре но характеризуется медлительностью и размеренной точностью движений. Все ненужные для текущей драматической постановки элементы устраняются. Это придает но практически гипнотический эффект.

Во время постановок но положение тела исполнителя должно быть строго фиксированным — с прямой спиной, причем туловище немного наклонено вперед. Пальцы рук во время жестикуляции должны быть неподвижны. Стилизованная ходьба в но называется «hakobi». Подошвы ног редко поднимаются с пола. Колени при передвижении слегка согнуты, что позволяет актеру буквально скользить по полу сцены без каких-либо видимых вертикальных движений. Слегка изогнутые колени и выпрямленная спина позволяют актеру, в некотором смысле, «расти» на сцене. К примеру, в особо драматический момент он может выпрямиться, чтобы подчеркнуть ситуацию.

Маски в японском театре Но

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: