Величайший мастер эпохи Муромати… Сэссю Тойо Ода.


Сессю Тоё
англ. Sesshu Toyo
Дата рождения1420(1420)
Место рожденияАкахама, провинция Биттю, Япония
Дата смерти8 августа 1506(1506-08-08)
Место смертиОтаёси, Япония
ГражданствоЯпония Япония
Жанрпортретная живопись[d]
Работы на Викискладе

Тоё Сэссю
(яп. 雪舟, 1420 — 8 августа 1506) — японский художник, один из величайших живописцев японского Средневековья. Дзэнский монах. Ученик японского художника Сюбуна.

Биография

Родился в 1420 году в селении Акахама, провинция Биттю (ныне деревня Мису, округ Цукубо, префектура Окаяма).

Тоё Ода происходил из обедневшей крестьянской семьи, некогда известного рода священников, живописцев, поэтов и садоводов — Тоё. В семье мальчика называли Ода — «тополь».

Был буддийским священником. Жил в храме Сёкокудзи в Киото, затем в замке Отуи в Ямагути (1465).

Изучал дзэн в г. Сойя, затем в Киото, где его наставником в живописи был Тенсё Сюбун.[1]

В 1467—1469 Сэссю жил в Минском Китае, куда отправился с торговой миссией. Добрался до Пекина, делал там настенные росписи, заказанные ему Управлением по Ритуалам. По возвращении на родину обосновался в храме Ункокудзи в Ямагути, отсюда название его художественной школы — Ункоку-рю.

В 1469 году вернулся в Японию, где жил в провинции Бунго (ныне префектура Оита), затем в монастыре Ункокан в провинции Суо (ныне префектура Ямагути).

Умер в Отаёси 1506 году.

Величайший мастер эпохи Муромати… Сэссю Тойо Ода.

Картина: «Зима». Национальный музей, Токио. Во время периода Муромати (1338-1573) японская культура претерпела глубокие изменения. Клан Асикага установил контроль над сёгунатом и вернул его местопребывание в Киото (район Муромати). Возвращение правительства в столицу положило конец популяризации веяний Камакуры, придав культуре более аристократический и элитарный дух.

Среди наиболее значимых художников периода Муромати выделяют монахов-живописцев Сюбуна и Сэссю. Сюбун, монах киотского храма Сёкоку-дзи, создал картину Читая в бамбуковой роще (1446) — реалистичный пейзаж, чарующий глубиной своего пространства. Сэссю, в отличие от большинства художников периода, имел возможность пройти обучение живописи непосредственно в Китае. Пейзаж четерёх времён года (Сансуй Тёкан, ок. 1486) — одно из самых знаменитых его творений, представляющее собой неприрывное изображение одного ландшафта во время разных времён года.

Сэссю, или Сессю (1420-1506) – дзенский художник периода Муромати, один из величайших мастеров монохромной живописи тушью, известной как суйбокуга.

С именем японского художника Тойо Ода, больше известного под псевдонимом Сэссю, связан высокий расцвет живописи во второй половине XV века. Самый известный и высоко почитаемый в Японии мастер пейзажа, Тойо Ода сыграл вы- дающуюся роль в истории всей Японской культуры, становлении её самобытности.

До нас дошло значительное число работ, имеющих подпись художника. Большинство из них пейзажи, исполненные чёрной тушью. Кроме того, в 1479 году, он написал портрет знатного чиновника Масуда. Но главная заслуга Тойо Ода — перенесение на японскую почву сложившейся в Китае системы монохромного пейзажа, полного философского смысла и высокой духовности.

В своей эволюции японская живопись первой половины XV века постепенно под- ходила к решению тех задач, которые в течение нескольких веков были в центре внимания многих поколений китайских художников.

В юные годы Тойо Ода изучал и копировал произведения выдающихся китайских ху- должников, во множестве проводившихся с континента наряду с книгами и рукопи- сями. В 1468 году он уехал в Китай, пробыв там более года. Там были исполнены самые ранние из известных его работ — «Пейзажи четырёх времён года», близкие по стилю современной им китайской живописи. Художник добивался в них в первую очередь лёгкости и естественности работы кистью, свободы композиции как зало- га совершенства выражения образа природы.

В многовековой практике и эстетической теории Китая было детально разработано построение монохромного пейзажа, передающего все основные типологические образы природы: горы, долины с реками и озёрами, деревья и её состояния в зависимости от сезона, времени суток, погоды. Для изображения каждого конкрет- ного мотива, например: горных пиков в тумане или могучего дерева на скале, существовал совершенно определённый, имеющий свою классификацию набор приёмов, которым необходимо было овладеть как «азбукой живописи». Художник не должен был задумываться над тем, как именно передать мотив осеннего пасмурного дня,- существовали канонические элементы композиции, отработанные и проверенные мастерами прошлого. Их надо было усвоить, знать, свободно ими владеть как знаками, иероглифами, но для сообщения не письменного, а изобразительного. Соответственно и зритель «читал картину, зная состав и смысл всех её ком- понентов, законы их взаимодействия в композиции.

Художественная система китайского монохромного пейзажа не могла быть подвергнута существенным преобразованиям. Тойо Ода и не стремился к этому. Он воспринял её целиком и использовался её языком как наиболее подходящим для выражения тех идей, которыми было воодушевлением его искусство. При этом творческая личность художника проявлялась в индивидуальности почерка, эмоцио- нальной выразительности линии как главного средства передачи объёма и пространства, движения и покоя.

Сэссю (Тойо) Ода уже при жизни называли величайшим японским художником своего времени, и этот вердикт был подтвержден более поздними поколениями художников. Многие из них подражали его стилю или находились под влиянием его творчества еще в XIX веке. Несколько художников даже использовали его имя; среди них был великий мастер 16-го века Хасэгава Тохаку, который гордо именовал себя «Сэссю пятого поколения». Целая школа японской живописи, школа Ункоку, посвятила себя продолжению его художественного наследия.

В «Длинном свитке пейзажей» 1486 года, хоть и исполнении под впечатлением от творчества китайского художника XIII века Ся Гуя, складывается собственная манера художника. «Длинный свиток пейзажей», разворачивающихся на полосе почти 17 метров длины, — это философская поэма, где выражено мировозрение художника, видение мира и отношение к нему. Начинаясь с весенних пейзажей, картина изображает затем пейзажи летние, осенние, зимние.

Передавая весь цикл жизни природы в его постоянной повторимости, художник выражает представление о жизни как потоке бытия, о природе как божественной вселенной, ритм которой воссоздается им в ритме картины. В смене мотивов свитка слышится речь мудреца, которому открылись тайны бытия, и он может поведать о них кистью и тушью.

Ещё более характерен и индивидуален почерк художника в пейзаже «Зима», где условная линия используется не только для того, чтобы воссоздать силуэты и объёмы, но ритмически организовать плоскость картины. В пейзаже «Зима» самое главное — чувство застывшей скованности, холода и неподвижности как общего состояния природы. Художник передаёт это сбалансированность композиции, спокойной уравновешенностью тёмного и светлого, тяжёлого и лёгкого в гораздо большей степени, чем сюжетной определённостью в передаче изображенного мотива.

В конце жизни, около 1506 года, Тойо Ода исполнил пейзажный свиток «Ама-но- Хасидатэ» с видом прославленной своей красотой местности на берегу Японского моря. Сама по себе задача передать не отвлечённый образ природы вообще, а подлинный ландшафт своей страны была достаточно смелой для средневекового художника. Условная система монохромного пейзажа с её законами построения и передачи на плоскости глубины и пространственности применяется Тойо Ода как метод осознания возвышенной красоты и величия пейзажа реального.

Значение творчества Тойо Ода для японской живописи трудно переоценить. Он принёс в искусство высокую духовность замысла, ощущение природы как грандиозного всеобъемлющего мира, органичной частью которого был и человек. Артистизм его живописи был ценен и важен не только сам по себе, но как выра- жение определённого миропонимания. В его образе мира главным качеством была целостность, единство, без сознания которого невозможно было и более конкрет- нос отношение к природе, переживание её реальной красоты. Тойо Ода сделал для японской живописи естественным и органичным метод работы чёрной тушью, а это существенно расширило её выразительные возможности. Высока его культура работы кистью, когда внутренняя содержательности образа целиком зависит от того, как именно положено пятно туши и проведена линия, отделяющая предмет от окружающего пространства и одновременно означающая их связанность и единство. Без этого было бы невозможно не только развитие в следующем столетии так называемой школы Кано, но и расцвет декоративной живописи XVII — XVIII веков, а так же искусства гравюры в XVIII — XIX веках.

В 1956 году Всемирный Совет Мира на проходившей в столице Австрии сессии номинировал десять человек, которые внесли наибольший вклад в мировую культуру, и почтил их память. Сэссю (Тойо) Ода был среди этих десяти деятелей культуры вместе с Леонардо да Винчи.

Творчество

Перенес в Японию китайский рисунок монохромной тушью (суми-э

). Его свободная манера «хабоку» («разлетающаяся тушь») оказала большое влияние на позднейшую японскую графику.

Произведения художника:

  • свитки — «Пейзажи четырех времен года» (1480-е годы), «Пейзаж в стиле хабоку» (1495), «Портрет Масуда Кинэтака» (1478), «Дзюро, бог долголетия» (1479), «Пейзажи» (1486), «Ама-но Хасидатэ» (1501—1506), «Основатель дзэнской секты Бодхидхарма», «Летний пейзаж», «Мальчик, ведущий корову», «Семь мудрецов в бамбуковой роще»;
  • ширма «Цветы и птицы» (1483).
  • деталь ширмы «Цапля».
  • Сэссю. Пейзаж

    , ок. 1481

  • Сэссю. Осенний пейзаж
  • Картина в Токийском национальном музее

Японский художник Сюнсо Хисида

Ни для кого не секрет, что японский художественный мир в 19 веке переживал серьезные изменения. С одной стороны, влияние оказывали западные стили – yoga (буквально «западная живопись»), предлагавшие новые захватывающие возможности. С другой – реакция под названием nihonga, стремившаяся оживить японскую традицию.

Японский художник Сюнсо Хисида

В то время, как в обоих движениях было много драмы, настоящее волнение захватило мир нихонга. Это было связано с тем, что ёга, по сути, пассивно принимала реплики из-за рубежа, импортируя тренды уже в остывшем состоянии. В кругах нихонга же противоречия разрешались в реальном времени, они были полны интенсивных разногласий, что сложно представить, любуясь деликатными сценами природы и безмятежными портретами красавиц и святых, которые они изображали.

Ключевой фигурой в этом неспокойном мире был Сюнсо Хисида, чье пламя ярко горело, прежде чем погаснуть в трагически молодом возрасте 36 лет.

В 1890 году 16-летний Хисида присоединяется к Токийской школе изящных искусств. Основным направлением деятельности школы в то время было использование приемов западной живописи на базисе азиатской художественной традиции.

В это время у живописи нихонга, несомненно, было что-то вроде комплекса неполноценности в отношении западного искусства: в основном, из-за способности западного искусства изображать пространство и свет, в то время как японская живопись часто рассматривалось как плоское и примитивное. Таким образом, основное направление движения нихонга состояло в том, чтобы найти подлинный азиатский способ изображения пространства и света.

Японский художник Сюнсо Хисида

Одним из решений, которое было предпринято, был стиль моро-тай (буквально «расплывчатый» стиль), в котором были исключены яркие линии, ранее характерные для японского искусства. Кроме того, использовались такие методы, как karabake – капание краски на влажную поверхность и затем растирание сухой кистью для получения эффектов градации и изменения яркости.

Во избежание рисования напрямую с западных моделей, Хисида обратился к другим азиатским художественным источникам, включая китайскую живопись тушью и даже индийское искусство.

Японский художник Сюнсо Хисида

Несмотря на то, что стиль моро-тай был популярен за границей, в Японии он был принят весьма противоречиво, что побудило Хисиду позже изменить свой стиль. Он уменьшил градацию яркости, и сделал более заметными линии, оставленные кистью. Этот компромисс очевиден в нескольких поздних работах, включая «Опавшие листья», незаконченную пару складных экранов с шестью панелями, которые служат ярким напоминанием о художественной карьере, отрезанной в середине полета.

Японские гравюры цветущей сакуры

Rakuzan, 1934

На некоторых гравюрах запечатлены классические сюжеты цветущей сакуры: ветки с почками, цветущие деревья. Но так же часто встречаются жанровые сцены, сценки из быта, на фоне цветущей вишни. Как, например, на гравюре художника Kasamatsu. На это прекрасной гравюре цветущие деревья сакуры на заднем фоне, почти не видны в темноте. Но именно они создают для нас непередаваемый дух и настроение сцены.

  • Каждый год накануне начала цветения сакуры в столице Японии Токио создаётся специальный штаб. Не малый, надо сказать: в этом штабе состоит примерно 40-50 человек, и занимает он отдельный просторный офис, который обязательно выделяется каждый год под это дело. Офис оснащён всеми необходимыми техническими средствами и в оперативном режиме с раннего утра до самого позднего вечера в течении всего периода цветения команда людей принимает информацию о зацветании сакуры, поступающую от населения. И население активно звонит из всех краёв страны и сообщает, где и на каких деревьях набухли почки, и где они уже расцветают.
  • Города очень обильно увешаны приглашениями на праздник любования сакурой! Все улицы украшаются плакатами с фотографиями нераспустившихся бутонов сакуры. Они на улицах, в магазинах, в транспорте, везде и повсюду красуются.
  • В этот период на всех телевизионных каналах в новостных выпусках обязательно есть новостной блок, в котором подробным образом рассказывается о готовности сакуры расцвети в том или ином месте. Обязательно крупным планом показывают ветки сакуры с белыми и розовыми бутонами и цветами. (А сведения, наверное, берут в том самом штабе, о котором писалось выше).
  • Телеведущие в сюжетах рассуждают о том, скоро ли деревья распустятся в этом году, как долго будут цвести, не помешает ли цветению погода, сравнивают нынешнюю ситуацию с прошлым годом. Очень много в этот период интервью у сотрудников парков, у ботаников, и просто у обычных граждан на улицах.

А как же человеку, который только учится живописи, нарисовать цветущую сакуру? Вдохновившись такими прекрасными работами попробуйте нарисовать сакуру по простому видеоуроку.

Hiroshige Utagawa, 1853 Kunisada Ito Shinsui, 1931 Masao Ebina

Японские гравюры цветущей сакуры

https://risoval-ko.ru/interesnoe-i-poznavatelnoe/yaponskie-gravyuryi-tsvetushhey-sakuryi/

Похожие статьи

Туманные акварели Бранислава Марковича (Branislav Marković Umbra)

Китайский мастер живописи Liu Maoshan (Лю Маошан)

Урок акварели: рисуем деревья губкой

Как нарисовать цветущую сакуру. Техника выдувания

Вьетнамская пастораль художника Dang Van Can

Создание простого фантастического пейзажа акварелью

Сотни гравюр укиё-э от японских мастеров 19-го века выложили в свободный доступ

Это направление японского изобразительного искусства знакомо каждому, но не все знают, что оно называется укиё-э (образы изменчивого мира).

Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме как обозначение «бренного мира, юдоли печали», но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви» – сообщает Википедия.

Гравюры укиё-э относятся к разновидности ксилографии. Они кропотливо создавались и процветали с 17 по 19 века, а основными сюжетами для них служили живописные пейзажи, красавицы гейши, сумоисты и актёры кабуки.

Особым спросом гравюры пользовались у японцев среднего класса, которые украшали ими стены. А после Революции Мэйдзи, когда страна открыла границы для иностранцев, укиё-э массово начали скупать европейские искусствоведы.

Сейчас в онлайн-коллекции Музея Винсента Ван Гога выложены свыше пяти сотен оцифрованных изображений от прославленных мастеров гравюр укиё-э. Вы можете воспользоваться поиском по именам художников, годам или типу гравюр, скачивать их в высоком разрешении и наслаждаться элегичными и вневременными произведениями японского изобразительного искусства.

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 1

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 2

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 3

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 4

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 5

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 6

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 7

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 8

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 9

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 10

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 11

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 12

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 13

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 14

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 15

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 16

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 17

Сотни оцифрованных японских гравюр 19-го века в высоком разрешении выложили онлайн 18

Смотрите также:

  • Винтажная японская эротика на новый лад
  • Библиотека Моргана открыла доступ к сотням гравюр Рембрандта
  • Национальный музей Швеции выложил 3000 картин в свободный доступ
  • Национальные галереи Шотландии выложили онлайн богатейшую коллекцию шедевров

18 апреля, 2017

Искусство Японии

На протяжении полутора десятков веков Япония идет в ногу со временем, развиваясь во всех направлениях. За такой большой период времени японцы создали свою собственную огромную ветвь в изобразительном искусстве. На протяжении всех этих лет на страну оказывали большое влияние ее соседи, в большей степени Китай. Именно оттуда в Японию были ввезены первые образцы живописи и письменности, которые стали копироваться. Но данное заимствование из другой культуры не превратилось в бездушное копирование, а заложило фундамент для собственной неповторимой и удивительной культуры. Но до запада шедевры живописи страны Восходящего Солнца дошли лишь в 19-м столетии, когда Европа пыталась оставить свой след по всему миру.

Осенний пейзаж. Сэссю

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: